Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
30.04.2024, 23:36

Логово Ведьмы

Женский круг, духовная женская традиция, практики, опыт

Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
С чего начинается воспитание ? [7]
Что ожидает ребенок от жизни ? Мир глазами ребенка [6]
Инстинкт следования [1]
О чем плачет ваш ребенок ? [1]

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Детская психология и воспитание » О чем плачет ваш ребенок ?

О чём плачет ваш ребёнок?
О чём плачет ваш ребёнок?

В последнее время часто нахожу в Интернете всевозможные советы родителям. Одно из таких писем — «Руководство для начинающего отца, или 17 способов успокоить орущее чадо» — заставило меня высказаться.

Из «17 способов…» несколько действительно продиктованы здравым смыслом (распеленать ребенка и снять с него памперс; положить к маме под бочок и дать грудь). Большинство же советов вызваны, в лучшем случае, раздражением уставшего родителя, в худшем — убеждением «С ним (с грудным ребенком) можно делать что угодно — он не сломается!». Поэтому предлагается: не подходить к нему, прикрикнуть, шлепнуть, облить холодной водой, подбросить к потолку или подержать вверх ногами — и только в самую последнюю очередь попытаться, наконец, установить и устранить причину плача.

«Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало» — думают родители, изобретая средства занять плачущего ребенка, чтобы он не мешал им заниматься своими делами. Однако народная мудрость, давшая жизнь этой пословице, в другом: ребенок вообще не должен плакать.

Возможно ли это? Теоретически да. Плач — единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все вероятные причины его дискомфорта. Вот основные причины плача новорожденного:
-необходимость в физическом контакте с матерью;
-желание взять грудь - покушать и удовлетворить сосательный рефлекс;
-желание, чтобы его покачали;
-желание заснуть, чувство усталости;
-необходимость опорожнить кишечник или мочевой пузырь;
-ощущение холода;
-недомогание (внутричерепное давление, гипертонус, гипотонус, повышенная возбудимость, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости, физиологические явления адаптационного периода — боли в животе, телесный дискомфорт),
-повышенная чувствительность кожи;
-тревога или испуг, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
-реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазы Луны.

Как же на практике вырастить ребенка без плача? Рассказывает антрополог, автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл:

«Американская или европейская мать откликается на плач своего ребенка в среднем через одну минуту — обычно она берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация, плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и закЧто дает такой быстрый отклик матери? Плач — просьба малыша о помощи — не остается без внимания, и это формирует у ребенка благоприятное впечатление о мире, который он осваивает. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система,

Итак, что делать родителям, если ребенок плачет?
Взять малыша на руки и дать грудь.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь — выяснить причину плача.
Для этого:
Предложить ребенку сходить по-большому или по-маленькому, или поменять пеленки, если он уже все сделал сам.
Попробовать покачать и уложить спать.
Устранить раздражители кожи: проверить одежду или пеленки, нет ли опрелостей или высыпаний, проверить состояние спального места.
Если ребенка кормят грудью, исключить воду и другие вводимые продукты.
Ребенок может реагировать на раздражение мамы или общую недоброжелательную обстановку в семье. Маме и окружающим надо успокоиться и по возможности устранить источник раздражения.

Эти меры не дают результата?

Вероятно, малыш испытывает недомогание — надо вызвать доктора.

Возможно, родители неправильно ухаживают за младенцем — нужна консультация психолога-перинатолога.

В ожидании специалистов носите ребенка на руках, часто прикладывайте к груди, меняйте пеленки и следите за кожей — эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Для ребенка постарше...

Если ребёнок плачет
Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида.

Сначала что НЕ надо делать. Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.
Также не надо тут же мазать ребёнка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.

Что помогает в любом возрасте:

1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется :-)
2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.
3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию.
Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.
4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться "к лесу задом, к сцене передом". Посмотреть, где случилась беда.
5. И рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) - только факты, только то, как было.

Дополнительно для более старших детей (в какой-то мере вербальных):

5а. Дети и сами часто рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.
6. Когда ребёнок помирился с местом и историей происшествия, и ТОЛЬКО тогда, не раньше, можно устроить "разбор полёта". Хорошо его начать с вопроса вроде "Как ты думаешь, что стоило сделать?" То есть уже изменить "сказку аварии", придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить "не делай того" или "куда ты смотрел!" - пока ребёнок плачет. Закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно - через нос :-) А когда ребёнок успокоится, он и сам всё расскажет, где ошибки были, и как их исправить :-)
Такой процесс занимает от часа до секунд; более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Говорить "под руку" плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
В описанном методе ребёнок учится САМОконтролю, учится вырабатывать СВОИ методы анализа И решения проблем. Взрослый помогает, но ФОНОМ, не перехватывает управление и контроль, а только даёт поддержку эмоциональную. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребёнок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок на будущее: «Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я.»
Кроме того, ребенок может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями (сердечными, например) в будущем.
А заявления "это не страшно, это не сильная ранка" от не пострадавшего меня довольно крепко напрягают. Почему такие вещи надо СООБЩАТЬ? Сам ребёнок должен, на мой взгляд, иметь шанс вынести это СУЖДЕНИЕ о серьёзности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьёзной, и это суждение стоит просто УВАЖАТЬ. Хочется научить малыша ОЦЕНИВАТЬ ситуацию на "страшность" и САМОМУ учиться понимать её серьёзность.
Один или второй подход к каждой данной ситуации - вопрос выбора. В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) - я считаю, взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. Но если споткнулся или игрушку отобрали – лучше дать ребенку самому справиться.
То есть надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтоб, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребёнком, а оставить ребёнку возможность управлять собой. Во-вторых, чтоб не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребёнку возможность вынести свои суждения. Необходимо просто поддержать :-)

лючается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, без всякого расписания».




Источник: http://www.rojana.ru/
Категория: О чем плачет ваш ребенок ? | Добавил: Agniya_Vedma (29.01.2010)
Просмотров: 2752 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024