Коллектив как можно раньше?
Аргументы "за садик" - ребенок должен войти в коллектив чем раньше, тем лучше, а то ему потом будет очень тяжело!
Часть 1. "чем раньше".
Чем раньше ребенка отрывают от мамы, тем хуже и для его развития в
целом (поскольку существует симбиоз мать-дитя, в котором главным
образом и идет развитие), и для восприятия мамы ребенка (все же это по
природе неестественно), и для будущих отношений не только ребенка с
родителями, а с его семьей и собственными детьми. Ребенок в раннем
детстве не должен быть оторван от мамы (в крайнем, САМОМ КРАЙНЕМ,
случае - от близкого человека, который ее заменяет).
Потому
что от того, насколько хорошо пройдет этап "близости", зависит, как
будет происходить постепенное "отделение" от мамы, опять же
-естественным путем, согласно особенностям развития и потребностям вот
этого конкретного ребенка, а не гипотетического среднестатистического.
Наоборот, насильственное отлучение от матери в раннем детстве и
ощущение "брошенности", связанное с этим, будет трансформироваться в
самые разные "последствия" во взрослом возрасте. Зависимость никуда не
исчезает, даже если нам этого хочется. Все дети устроены природой так,
что им нужна мама, а не сборище чужих теть. Поэтому здесь, при
насильственном "внедрении в коллектив", бывает множество вариантов:
чрезмерная зависимость в более старшем возрасте, подсознательные страхи
(вплоть до фобий), поиск "гуру" (так выражается неудовлетворенная
потребность в надежном взрослом в раннем детстве - в подростковом
возрасте это могут быть антисоциальные группировки, или секты, и
т.п.), поиск суррогатных заменителей неудовлетворенной эмоциональной
зависимости (самый легкий путь - наркотики, алкоголь, психотропные
средства).
Если ребенок до трех лет "сам хотел в садик, и
пошел прекрасно, вообще как будто так всегда и было!" - это хороший
повод маме задуматься. Здесь могут быть несколько причин: 1 - у мамы
очень сильная установка, что ребенок должен быть без нее - ребенок с
этим подсознательно смиряется, что же ему делать; 2 - специфика воспитания и семейных отношений (грубо говоря - дома бьют, в садике жалеют и хвалят);
3 - страх быть отверженным в очередной раз (один раз мама отвела
куда-то, так хоть здесь надо "понравиться", чтобы опять не отвергли);
4 - мама всегда права, значит, раз она сюда привела, то это нормально
(здесь очень легко попасть в ту категорию, когда с ребенком обращаются
плохо, а он терпит - ведь это нормально, мама велит здесь быть).
Вообще совершенно нормально и естественно, что дошкольник живет с мамой
(опять же - в крайнем случае, с человеком, выполняющим ее функции).
Ведь кризис социализации - это семь лет! Не год и не три и не пять!
(Подробно о естественном отдалении от мамы мы поговорим чуть позже, и
оно не имеет ничего общего с насильственным отрывом и погружением в
чужой коллектив).
Часть 2 "а то ему потом будет тяжело войти в коллектив".
Здесь на любой пример "вот я знаю домашнего ребенка, и он плохо пошел в
школу" я могу привести десять контр-примеров моих садовских школьников,
которые "пошли в школу" ничуть не лучше. Самый свежий случай: у меня
есть знакомая девочка, как раз такая, каких любят - совершенно "без
тормозов", очень общительная, контактная, сверхкоммуникабельная. С года
в яслях. Звонит мама и жалуется, что "слишком тяжело привыкает к
коллективу в школе, три недели сплошных истерик, нарушился сон" и т.п.
Если учесть, что с ней пошли в первый класс еще пять знакомых девочек
из садика, то очередной миф "ребенка надо как можно раньше выкинуть из
дома" развеется с легкостью. Так что умение адаптироваться к новым
условиям совсем не зависит от того, как рано человека помещают в эти
самые "новые условия". И наоборот - чем спокойнее и естественнее идет
развитие в "своей обстановке", тем увереннее себя чувствует человек в
будущем в "чужой" атмосфере. Как раз самый опасный вариант, когда
ребенок уже в раннем детстве начинает себя чувствовать "как рыба в
воде" совершенно не взирая, какие условия и какие люди вокруг - свои
или чужие. "Ребенок должен как можно раньше привыкнуть, что коллектив
вот такой (агрессия, и т.п." - конечно, тогда он всю жизнь и будет жить
с этой установкой, что не существует нормальных человеческих отношений,
что семья это глупости, и лишать собственных детей права на тепло и
любовь - ведь их надо как можно раньше "пристроить" в чужой коллектив!
Как раз те люди, которые очень рано пошли в детские учреждения, и
ожидают, что кто-то за них "наладит контакт", они потом будут искать
"воспитательницу", в отличие от тех, кто научился сам устанавливать
связи.
Садик и "стеснительность"
Аргументы "за садик" - ребенок должен быть в коллективе!
Часть 3. "Иначе он будет слишком стеснительным".
Это взаимосвязано, конечно, с предыдущим утверждением.
Давайте попробуем абстрагироваться от темы детских учреждений и
посмотреть на это с другой стороны. Нужна ли "стеснительность"
маленькому ребенку? Должен ли он сразу открываться посторонним людям,
молниеносно устанавливать тесные контакты с чужими, которых он первый
раз видит? Быть совершенно неразборчивым в людях и связях с ними? Вряд
ли нам хочется такой "открытости"! Природа создала замечательный
"защитный механизм" для маленького ребенка - он может "признавать"
только своих близких, а к чужим сначала осторожно присматривается,
некоторое время привыкает, изучает человека. И только когда убеждается
в безопасности - вступает в контакт. Степень этой природной
осторожности перед чужими тоже неодинакова для каждого ребенка, и также
зависит от индивидуальных особенностей, характера и темперамента. Мы же
хотим уничтожить ее целиком, чтобы ребенок был, в искаженном понимании,
"общительным" и "не стеснялся". Эта "стеснительность" изменяется с
возрастом, и если младенец вообще не должен общаться с чужими без
крайней причины (мама пригласила няню и он к ней привыкает), то
подростка вы вряд ли удержите. Этот "защитный механизм" ослабевает
естественно и постепенно. Впрочем, и мы, взрослые люди, тоже сначала
"присматриваемся" к человеку. К вам же не подходит на улице незнакомый
человек и не говорит: "Будем лучшими друзьями на всю жизнь?" или не
вышли же вы замуж за случайного прохожего?
Садик и общительность.
Аргументы "за садик" - "ребенок должен быть в коллективе" Часть 4. "а то вырастет необщительным".
Это качество совершенно не зависит от посещения/не посещения садика, а
в первую очередь зависит от темперамента и разных особенностей развития
ребенка. Экстраверты и холерики легче переносят "вхождение в
коллектив", потому что их темперамент позволяет быстрее приспособиться
к неестественной и враждебной среде. Чего не скажешь про интровертов и
флегматиков - для них это принудительное общение будет непосильной
тяготой, человек будет постоянно пребывать в сильном стрессе, что,
конечно, только усугубит положение. И если в естественных, домашних
условиях флегматик нашел бы свой "минимум" общения и научился бы
контактировать так, как ему необходимо, то в условиях "коллектива" он
только глубже уйдет в себя или будет "делать вид" напоказ (что еще
хуже). Как я уже писала, все нарушения коммуникации я наблюдала у
садовких детей (и не всегда у природных флегматиков, кстати. Холерики
тоже страдают от избыточного, принудительного общения, которое нельзя
самому дозировать и выбирать). Более того, самый патологический случай
(нечто вроде аутизма, только у взрослого, и серьезней) я видела у
человека, который посещал и ясли, и садик, и школу, и даже в
университет поступил. И в каждом заведении его старались "научить
общаться", что к студенческим годам закончилось обращением к психиатру.
Неплохой результат, правда?
Источник: http://community.livejournal.com/deti_v_semje |