"Необходимость" детсада
Я не знаю, в чем дело - то ли некоторые невнимательно читают, то ли я невнятно объясняю. Я уже писала однажды пояснения: http://aksik.livejournal.com/424859.html, тем не менее, меня почему-то спрашивают о "необходимости" детского сада.
Я еще раз повторюсь - все зависит от нашего желания и решения. Мне
забавно, когда мои знакомые "в реале", у каждого из которых зарплата
намного превышает весь наш общий семейный бюджет, говорят: "Ну конечно
- вы-то можете себе позволить воспитывать ребенка дома!". Разумеется,
можем! Только потому, что захотели. У нас бывали разные ситуации, в том
числе, на первый взгляд, неразрешимые. Просто детский сад не значился в
списке возможных вариантов решения, вот и все. И альтернативные решения
в итоге находились. Когда человек ждет "идеальных условий", чтобы
решиться на что-то, он будет ждать всю жизнь. Знаете, если выжидать
"идеальное время" и "идеальные условия" для рождения и воспитания
детей, то лучше всю жизнь прожить бездетным. Поэтому говорить: "Ну, у
нас такой декретный отпуск/законы/маленькие пособия/ и т.п." нет
смысла, потому что вы никогда не дождетесь "идеального" - всегда будет
что-то не устраивать. В России отпуск три года - полно домохозяек,
отправляющих ребенка в ясли в год. Так что внешние условия - это не
главное. Главное - это внутренняя позиция.
Как я уже писала,
конечно, бывают такие ситуации, когда семья отправляет ребенка в садик
по крайней необходимости. Уж извините, это делает один процент из всего
множества родителей, потому что аргументы "социализация/его там
развивают/ему там лучше потому что дома скучно/я не знаю чем его дома
развлекать" - это очень далеко от "безвыходного положения". И если у
мамы действительно такая ситуация, и она пересмотрела все возможные
пути поиска решения, то все равно аргументов "за" садик - ноль. Вряд ли
женщина настолько одинока, что у нее нет ни родственников, ни знакомых,
ни подруг. Наверняка, если она поищет, то может найти приличную маму,
которая сидит дома с малышом и не прочь взять второго понянчить. Это
-если нет совершенно никаких других близких людей на замену самой маме.
Из всех садиков, как я опять-таки не раз упоминала, наиболее близкая
для ребенка форма - домашние разновозрастные группы. Впрочем, очень
мало людей, которые пишут про "необходимость" садика вообще
задумывались - вести туда ребенка или нет, большинство все-таки
уверены, что "это необходимо потому что". Дальше аргументы обрываются.
Моя цель - чтобы те, кто воспринимает садик естественным условием для
нормального развития ребенка, хоть немного усомнились в правильности
усвоенного в собственном "коллективистском" детстве стереотипа.
Ответы на вопросы.
Обобщенные ответы на некоторые вопросы.
1. "Ребенок должен как можно раньше привыкнуть, что коллектив - такой,
мир - жестокий, и научиться выживанию". Это - самый лучший способ
распространять агрессию и строить отношения по типу "человек человеку
волк". Потому что какой образ мира сформировался в раннем детстве, так
и будет человек дальше строить "свой" мир. Научили его в два года
драться и "выживать" - пожалуйста, он вам в подростковом возрасте такой
"мир" покажет! Интересно, откуда берутся агрессивные подростки? Какой
"мир" заложился в их головы много лет назад? Полный любви и гармонии, с
надежной мамой рядом, которая всегда поддержит и поможет, давая при
этом свободу действий и поощряя инициативу? Принимающих и любящих
близких?
2. "Есть дети, которым и дома хорошо, и в садике!
Просто дети разные, и некоторым он необходим!". Скажите, если ребенку
дома ХОРОШО, какой смысл его оттуда выгонять к чужим людям?!
3. "Я не доверяю каким-то няням или мамам. Вот в садике - другое дело.
Там все на виду, если что случится - ответят". Ну-ка, давайте,
попробуйте засудить воспитательницу за то, что она выставила вашего
ребенка посмешищем перед всей группой: "Дети, посмотрите, какой у нас
Петров растяпа! Не берите с него пример!" и тому подобное. Бывает
такое? Сплошь и рядом. Что получает ребенок? Сильнейшую психическую
травму, и рану, которая может не зажить ВСЮ ЖИЗНЬ. Воспитательница
будет "виновата"? Ха-ха. Очень смешно. ДАЖЕ ЕСЛИ случилось физическое
насилие (воспитательница отшлепала и т.п.) - вы кого в свидетели
позовете? Трехлетних ровесников? ДАЖЕ ЕСЛИ это видели другие
воспитатели - везде и всюду существует "круговая порука", и в самых
страшных случаях заведующая "своих" выгородит чем хотите. Помните мои
примеры из поста "человеческий фактор"? Как я уже сказала -все
благополучно работают на своих местах, в садик так же водят детей.
Давайте, попробуйте кого-то уличить! ДАЖЕ ЕСЛИ вам это удастся. Что
будет? Ну, уволят ее из этого садика - в другом с руками оторвут,
потому что воспитатель - это не такая престижная профессия, чтобы туда
очереди стояли. А именно в садиках слишком остро стоит "проблема
кадров". Вы же не рветесь туда работать, правда? И остальные не
очень-то рвутся. Поэтому не надо себя тешить тем, что пусть лучше
ребенка травмируют "у всех на виду" - ребенку от этого легче не будет.
Конечно, и организаторы домашних садиков бывают разные. И няни бывают
разные. Но откуда это слепое доверие "государственным" садикам? Это
наше рабское пресмыкание перед "властью"? Отголоски советского прошлого
- "Раз посадили, то за дело"? Вы знаете, со мной в школе работала
заслуженная учительница начальных классов - гестаповец в юбке.
Измывалась над детьми во всех смыслах слова - и физически (била,
подзатыльники раздавала), и морально (высмеивала перед всем классом,
дразнила, и т.п.). Так вот, когда я видела, что ребенок жалуется
пришедшей маме, то ЧАЩЕ ВСЕГО слышала такую реакцию: "Раз Марьиванна
поругала - значит, ты виноват! Нечего было баловаться на уроке!".
Поэтому не нужно думать, что воспитательницы у нас святые, а мамы из
домашних групп - сплошь изверги. Я уже говорила, что привычка "строить"
тридцать человек очень губительно отражается на психике и нервной
системе. Чем больше стаж у воспитательницы государственного садика, тем
это заметней.
4. "Но в садиках такие интересные утренники! Там такие замечательные
праздники!". Стоп. Кто вам мешает собрать знакомых деток и сделать
праздник?! А, это опять "лишние движения". Пусть нас все кругом
развлекают.
В данном случае есть такая же опасность потери
эмоциональной поддержки семьи, как и в случае с неразделенными
отрицательными переживаниями. Ребенок привыкает к радости вне семьи,
ему становится неинтересно праздновать семейные торжества в тихом
"семейном кругу".
К тому же, эти утренники - конкурс родительских
кошельков. Мы хотим видеть одно - как веселятся детки вместе! И не
хотим видеть ничего другого - что стоит за этим весельем. Дочке моей
петербургской знакомой дали главную роль на детсадовской елке.
Воспитательница говорит маме (семья небогатая): вы уж платье,
пожалуйста, постарайтесь сделать красивое! Семья постаралась (им это
было очень тяжело). Дочка пришла в нарядном платье. Первое, что она
увидела - разряженную в пух и прах девочку из группы в "зрительном
зале", которой папа взял напрокат "королевское" платье из театральной
мастерской. Все вместо спектакля смотрели на это платье! Все девочки, у
которых были роли, плакали и не могли говорить свои слова по сценарию.
Ребенок моих знакомых прорыдал неделю - она так ждала эту роль,
репетировала, думала "блистать" в своем наряде!
5. "У меня будет
второй ребенок, и в это время садик для старшего - настоящее
спасение!". Нет ничего хуже, чем самостоятельно разжигать в ребенке
ревность. А это будет именно так: он почувствует, что его "сплавляют" в
нужное время. И мама одна дома с этим ненавистным пищащим комочком!
Этот маленький отнимает маму у МЕНЯ! Ведь старший тоже должен
"принять" младшего! Почему же его изолируют?! И потом мама жалуется,
что "они не дружные, играть предпочитают с друзьями, вдвоем не хотят
даже немножко побыть!". Почему?!
6. "Я вспоминаю садик с
удовольствием! Родители ведь не будут играть с ребенком целый день! А в
садике было так здорово играть все время, много детей, весело и
интересно!". Постарайтесь честно, наедине сами с собой вспомнить это
"все время весело". Что-то я в этом сомневаюсь. Особенно - первые дни
вхождения в "коллектив", на уровне ощущений и эмоций. Плюс к этому -
где это в современных садах дадут "играть целый день"? Ну-ну. А
"развивающие занятия"? Подготовка к школе? Режим? Какое "играть целый
день", опомнитесь! Еще один момент никак нельзя забывать: у ребенка
формируется неправильное представление о жизни, как о постоянном
"развлечении". Это же совсем не так! Такие дети вырастают и разводятся
только из-за того, что не могли выяснить, кто должен мыть посуду! Наша
жизнь полна самых разных событий: и интересных, и рутинных, и
привычных, и новых и необычных, и т.п. И все это - жизнь!
7.
"Мне действительно неинтересно дома с ребенком - я не могу играть в
бессмысленные игры и специально с ним заниматься! А в садике хоть
заниматься будут!". То, чем будут заниматься в садике, никак не
развивает мышление, а как раз наоборот - формирует привычку к получению
"шаблонов сверху" (см. пост про развитие мышления) и отсутствие
инициативы и желания думать самостоятельно. Да, если с ребенком "играть
в бессмысленные игры", то можно либо свихнуться, либо сформировать в
себе стойкое убеждение "Дети - это невыносимо". Вот если заниматься
обычными делами, жить полноценно и естественно, а ребенок будет в этом
участвовать по мере сил, то тогда такая проблема рассеется в пыль. Мама
готовит обед - малыш гремит кастрюлями. Для него это такая "развивающая
игра", которая с успехом заменит любые "специальные занятия"! Потому
что в первую очередь для ребенка важен смысл действия. Никакого смысла
в усаживании за стол с карточками нет и быть не может. Постарайтесь
разбудить своего "внутреннего ребенка". Вспомните, как здорово прыгать
в лужу, залезать на дерево, строить башни из песка! Неужели вы этого не
помните?!
Главное, что нужно понять: если мама любой ценой
стремится оправдать "необходимость" садика для ребенка, ей не нужны
никакие аргументы или доказательства. Так или иначе она эту
"необходимость" обязательно найдет. Если же мама пытается объективно и
непредвзято разобраться в этом вопросе, то у нее обязательно появятся и
альтернативные пути решения проблемы, и единомышленники, и т.п. Кто
ищет - тот всегда найдет. Это верно для обоих случаев: ищет человек
"необходимость" садика - найдет, ищет пути решения и домашнее
воспитание - найдет. Все зависит только от желания и осознания.
Источник: http://community.livejournal.com/deti_v_semje |