Садик и эмоции
Говоря о детских дошкольных учреждениях,
нельзя не выделить отдельной темы для эмоционального развития ребенка.
Все мы знаем, что от эмоциональной сферы зависит абсолютно все
остальное развитие и в дошкольном, и тем более в раннем детстве:
физическое, умственное, и т.п. Ребенок гармонично развивается только в
атмосфере безусловной любви и принятия, что, несмотря ни на какие
усилия гипотетических "идеальных воспитательниц", обеспечить в садике
нереально.
Но мы упустили и еще один важный момент: у ребенка
кратковременная память, к тому же реагировать на разные эмоциональные
переживания он должен сразу, а не по прошествии нескольких часов. Что
это значит? Малыш упал - плачет. Идет за утешением к воспитательнице.
Дальше - зависит от воспитательницы, он получит либо отстраненное
утешение "как надо" (потому что сочувствовать чужому ребенку как
родному невозможно!), либо ему скажут "не капризничать и не плакать
из-за ерунды" и отгонят "играть дальше". Даже если негативные эмоции
были настолько сильные, что малыш их "донесет" до прихода мамы вечером,
реакция уже несвоевременна - утешение требовалось сразу, а не вечером.
То есть, именно тогда, когда семья необходима - в моменты сильных
переживаний - ее нет, рядом чужие тети. Поэтому так вырастают дети -
подавляющему большинству моих ровесников легче "вывернуть душу"
случайному попутчику в поезде, чем собственным ближайшим родственникам!
Многие никогда не делятся переживаниями с членами семьи, заменяя их кто
чем - друзьями, психологами, коллегами по работе! Отсюда - привычка к
подавлению детских эмоций. Родители не понимают, что ребенок имеет
право на ЛЮБЫЕ эмоции. И так распространены "воспитательные методы",
искореняющие любые человеческие проявления: "Плакать стыдно, ты не
маленький!", "Терпи, ты же мужчина!", "Фу, когда ты плачешь, то
становишься очень некрасивая девочка!". Когда подавляется развитие
эмоциональной сферы, самое безобидное, к чему это ведет -
психосоматические заболевания, чем сильнее подавляются эмоции, тем
глубже и серьезней очаг "болезни". Также отсюда формируется привычка
выражать эмоции косвенным способом с помощью суррогатов ("запить"
водкой, и т.п.).
Однажды девочка, приходящая на кружок,
доверительно рассказывала мне такие вещи, которые, на мой взгляд,
ребенок не должен рассказывать чужой тетке, видящей его раз в неделю. Я
ее осторожно спросила: "Скажи, а ты маме это расскажешь вечером?".
Ребенок отвечает: "Маме-то зачем?". Так основные функции семьи в
сознании ребенка принимают чужие люди из любимого мамами "коллектива
ради общения".
Источник: http://community.livejournal.com/deti_v_semje |