Садик и режим.
Аргументы "за садик" - там же распорядок, режим дня!
Скажите, вы ребенка в колонию строгого режима готовите, что вам так необходим этот самый режим в начале детства?
Это тоже пережитки "советской педагогики" - ребенку необходим режим.
Конечно, необходим! Вот только какой: навязанный, противоречащий его
организму и биологическим часам, или свой собственный, выработанный
природой? От того, подавляется природный "часовой механизм", или же
поддерживается, зависит очень многое в особенностях развития и
состоянии здоровья малыша. Ребенок с самых первых минут жизни имеет
право есть, когда захочет и сколько захочет, спать, когда захочет и
сколько захочет. Но совершенно бессмысленно ломать с самого начала эти
тонко настроенные "биологические часы" - когда засыпать и просыпаться,
когда есть, и т.п. Опытные мамы согласятся, что младенец так или иначе
"устраивает" себе режим. Только он, конечно, очень сильно отличается от
того "принудительного" кормления через три часа и укладывания в
восемь-ноль ноль спать. Режим этот "примерный", "плавающий". Он зависит
от множества факторов: времени года, погоды, маминого настроения, и
т.п. Но и когда ребенок выходит из младенчества, этот принцип
сохраняется: естественный режим плюс вариативность и возможность
"подвинуть" любое действие по времени. Сегодня малыш проснулся в 6
утра, завтра - в 8. Сегодня уснул сразу после обеда, завтра будет
укладываться спустя час. И так далее. Природа устроила очень мудро наш
организм - он лучше всех знает, когда ему что "следует делать". Вы же
не назначаете по часам, когда вам, пардон, сходить в туалет? Для
ребенка все физиологические процессы - еда, сон - точно так же
естественны и не поддаются "назначению". И что хуже всего - заставлять
ребенка "жить по режиму". Есть - когда скажут, спать -когда насильно
укладывают. Все это и происходит в детских садах. Я не поверю, если мне
скажут, что "ребенок совершенно одинаково встает в садик по утрам". Не
поверю! Иногда ему наверняка "никак не проснуться". Это он из последних
сил пытается отстоять свое право просыпаться, когда выспался, а не
когда "пора в садик".
Также совершенно неразумно сбивать
естественный ритм ребенка: нельзя подгонять того, кто все делает
медленно, и т.п. Но ведь в садике у воспитательницы нет физической
возможности учесть все "природные ритмы" тридцати человек! Даже в таких
садиках, где есть "варианты", и не усаживают всех в определенное время
обедать. И если, например, медлительный ребенок попадает в группу, где
его все время будут торопить, он приобретет несколько совсем ненужных
качеств: неумение распределять и планировать свое время (он просто не
может потренироваться делать что-либо собственным темпом, и у него не
сформированы представления соотношения действий к временным
промежуткам), постоянное ощущение себя неудачником (все давно
нарисовали, а он только кисточку макнул), привычку бросать начатое и не
доводить свои дела до конца (Петров, оставь все, хватит копаться, иди
быстро на занятие!). Это - при "хорошем" раскладе, когда организм все
же выдерживает "армейский режим", и не протестует самым
распространенным способом протеста: психосоматическими заболеваниями.
Постоянная спешка и "желание успеть" дает сбои ритма дыхания
(астматические заболевания, проблемы с носоглоткой, ЛОР-болезни);
привычка к еде невовремя и против желания - заболевания ЖКТ и кишечные
проблемы плюс отсуствие аппетита или, наоборот, "заедание" проблем;
нарушение ритмов сна и бодростования разбивает нервную систему. К тому
же, степень активности зависит от времени года, суток, светового дня, и
т.п. Например, зимой ребенок менее активен, ему хочется раньше лечь
спать или позже встать, и т.п. То же самое и с занятиями: иногда он
хочет порисовать пять раз в день, иногда не подходит к краскам
неделями. Нет, мы заставим его каждый день делать то же самое, по
режиму!
Иногда говорят: "Ну что вы, если ребенок с самого
начала не привыкнет к режиму, он не сможет потом ходить на работу "по
звонку"!. Если ребенок с самого начала привыкнет работать в своем
темпе, удовлетворять естественные потребности естественным образом, и
знать особенности своей жизнедеятельности, это только поможет ему во
взрослой жизни. Уж хотя бы он вырастет здоровым - физически и
эмоционально, не будет жить "белкой в колесе" и ориентироваться на
режим постоянных авралов, которые человек сам себе устраивает, не умея
распределять свои силы и свое время.
Источник: http://community.livejournal.com/deti_v_semje |