Садик и самостоятельность.
Аргументы "за садик" - ребенок должен быть самостоятельным!
Почему-то в это понятие вкладывается "умение обходиться без мамы". Что,
разумеется, никак не может быть приравнено к развитию самостоятельности
и постепенному (!) становлению всех навыков. Если принять во внимание,
что мама разумная, а не деспотичная, стремится замечать попытки ребенка
"быть самостоятельным", не подавляет волю и инициативу, то эта
"самостоятельность" вырастет так же естественно, как и все остальные
личностные качества. Как раз дома ребенок и получает возможность быть
самостоятельным: самостоятельно решать, когда ему вставать и ложиться,
есть и пить (так же - и что), с кем и когда общаться. Самостоятельность
возможна, если у ребенка есть право на собственное решение, и свобода
выбора, чего нет в группе.
Некоторым представляется развитие
самостоятельности так: ребенка мама как можно скорее приучает
обходиться без ее помощи, особенно тогда, когда он просит ее помочь.
Это даст как раз обратный эффект! Наоборот, тогда, когда малыш не может
справиться, а мама терпеливо помогает, наступит момент, когда он САМ
откажется от ее помощи, даже еще не умея выполнять какое-то действие.
Ничего, что компот проливается на кофточку, не доходя до рта! Ничего,
что тряпка вместо мытья полов "развозит грязь" и пачкает тапочки!
Ничего, что мука рассыпается ровным слоем по полу, вместо прямого
попадания в миску с тестом! Все это - этапы научения. Придется
пожертвовать "материальным" для достижения "духовного" - будем послушно
вытирать и убирать последствия самостоятельного осовоения разных видов
деятельности, не подавляя желания ребенка справиться с делом без нашей
помощи. Никто в садике не будет позволять проделывать такие
эксперименты! Постепенное освоение в сознании взрослых сводится к двум
этапам: 1 - все делать за ребенка, 2 - ребенок все делает сам, без
помощи, и правильно. Согласитесь, что между этими двумя пунктами должно
еще что-то быть!
Я тоже довольно долго лелеяла этот стереотип
- "дети без мамы куда самостоятельнее". Вот мы гуляем с дочкой на
всяких "лазилках", и я все время думала, что садовские дети должны быть
ловчее, они же постоянно без мамы гуляют, в группе - воспитательнице же
не разорваться. Вон сколько я дочке помогала - ножки поддерживала,
подстраховывала, до тех пор, пока она сама не стала забираться куда
угодно, без поддержки и страховки! Но, как ни странно, когда мы гуляем
с садовскими детьми, я вижу как раз обратную картину: шестилетних
мальчиков с воплем "Там опасно!!!" снимают оттуда, где запросто сидит и
болтает ножками моя двухлетка. (Или эти самые мальчики просто не
пробуют туда залезть). Я думаю, что это важный этап - совместное
действие и уверенность в помощи. Тогда легче перейти к самостоятельным
действиям, ведь для самостоятельности просто необходима уверенность!
Именно у таких детей, которые не прошли этап "маминой помощи", очень
часты случаи проявления инфантилизма -вдруг ребенок становится
"безпомощным", просит что-то сделать, хотя сам давным-давно умеет;
появляется желание побыть "маленьким", чтобы о нем заботились, или
"несчастным", чтобы жалели (самый простой вариант: часто болеть, будут
ухаживать), и т.п. Как в любом развитии: мы не можем "форсировать
события", человеческий детеныш - самый беспомощный, и нужно оказывать
эту помощь тогда, когда она действительно нужна малышу, а не бросать
его на мнимую "самостоятельность".
Все это касается не только
физических действий, а и умения строить взаимоотношения. Как можно от
малыша требовать такой же зрелого поведения, как и от взрослого? Тем не
менее, детям почему-то предлагают "самим разобраться". До того, как
ребенок сумеет самостоятельно разрешать конфликты, налаживать
отношения, заводить контакты, он проделывает все то же самое, но с
помощью взрослого. И если его бросить в нужный момент без этой помощи -
это еще не значит, что он научится "действовать самостоятельно". Обычно
в таких ситуациях появляется ощущение безнаказанности обидчика, и
формирование "синдрома жертвы" у того, кого обижают.
Если
самостоятельность - это умение обходиться без мамы, то почему
детдомовские дети всю жизнь зависимы от кого-то? Уж у них
"самостоятельности" было...
Источник: http://community.livejournal.com/deti_v_semje |