Пищевые добавки: вкусно не значит безопасно Жертвы маркетинга
Пищевые добавки (ПД) – одно из древнейших изобретений человечества. Они
явились одним из первых достижений Homo sapiens, который вместе с даром
осмысления получил от природы потребность в пищевом разнообразии.
Ежедневно практически любой человек на земном шаре использует с
продуктами питания хотя бы одну из самых популярных ПД – соль, сахар,
перец, лимонную кислоту. В последнее время в СМИ и в
научно-популярных изданиях термин «пищевые добавки» часто употребляют
также и для обозначения растительных смесей, наборов трав, а также для
биологически активных веществ. Если раньше при изготовлении продуктов
питания использовались натуральные пищевые добавки, полученные из
растений и других живых объектов, то с развитием технологий всё чаще
используются синтезированные химическим путём. Главные
маркетинговые функции ПД — улучшение товарного вида продуктов,
увеличение сроков их хранения и повышения рыночной стоимости. В наши
дни для достижения маркетинговых целей, наряду с натуральными ПД, в
продукты добавляют консерванты, искусственные красители, эмульгаторы и
другие непищевые вещества. Большинство добавок не имеют пищевой
ценности и, в лучшем случае, являются биологически инертными для
организма, а в худшем — оказываются биологически активными и
небезопасными для организма. Один из самых громких печальных
примеров последних десятилетий связан с искусственным подсластителем –
аспартамом, известным также под названиями «нутрасвит», «Дулко» и
некоторыми другими. Аспартам был изобретен в середине 60-х. На свет его
произвела американская компания G.D.Searle, впоследствии слившаяся с
лидером генно-инженерных технологий, печально известной корпорацией
Monsanto. В середине 80-х Национальная ассоциация
безалкогольных напитков США выдвинула протест, который содержал
описание химической неустойчивости аспартама. Нестабильность этой
пищевой синтетики состоит в том, что она (например, в газировке,
находящейся на жаре) распадается на метанол и фенилаланин. Метанол
(метиловый спирт) — вещь очень опасная: 5-10 миллилитров этого яда
способны привести к гибели зрительного нерва и необратимой слепоте, 30
миллилитров могут и вовсе погубить человека. Дальнейшие метаморфозы
аспартама: в теплой газировке и других нагретых продуктах он
трансформируется в формальдегид, который является сильнейшим
канцерогеном. Но голоса протестующих не были услышаны, и
аспартам продолжил свое явно пролоббированное победное шествие по миру
– прежде всего в бутылках и банках с прохладительными напитками. И уже
в начале 2000-х годов накопилось огромное количество жалоб на это
вещество. По количеству нареканий в свой адрес аспартам оставил далеко
позади все остальные пищевые компоненты и добавки! Причем в США уже
имеется больше сотни документально оформленных случаев отравления
аспартамом, поглощенным в пределах обычной «пищевой дозы». И
это лишь один из современных примеров маркетинговой политики в
отношении продуктов, реализуемых через торговые сети. А есть ведь еще и
сектор общественного питания. И это, к сожалению, еще одно широкое поле
применения опасных для здоровья ПД.
«Фаст-фуд» как аллерген Нельзя забывать и о том, что,
некоторые виды добавок как естественных, так и искусственных
противопоказаны определённым группам людей страдающих теми или иными
заболеваниями, многие из которых могут вызывать аллергическую реакцию
разной степени тяжести. По данным отечественных и зарубежных
исследователей, распространенность пищевой аллергии во всём мире
возрастает и колеблется по странам в широких пределах: от 0,01 до 50%.
Пищевая аллергия, как правило, впервые развивается в детском возрасте.
При приеме некоторых пищевых продуктов не редки случаи анафилаксии, что
является важной социальной и медицинской проблемой, поскольку является
частой причиной обращения пациентов за скорой медицинской помощью во
всем мире. Согласно данным неотложной медицинской службы США ежегодно
регистрируется более 30000 пищевых анафилактических реакций, причем
150-200 случаев ежегодно сопровождается летальными исходами,
подавляющее большинство приходится, как говорилось выше, на детский
возраст. Надо отметить, что среди людей с заболеваниями
желудочно-кишечного тракта распространенность аллергии к продуктам
питания выше, чем среди лиц, не страдающих этими заболеваниями (этот
показатель колеблется от 5 до 50%). Почему число заболеваний связанных с потреблением современных продуктов питания неуклонно растёт?
Во-первых, это связано заменой традиционного питания народов и
народностей на систему быстрого питания и приготовления пищи, где в
максимальной степени используются достижения современной химии и
биотехнологии. Развитие болезненных реакций и пищевой аллергии в том
числе, провоцируется общими для взрослых и детей факторами.
Во-вторых, это связано с повышением проницаемости слизистой кишечника,
которое отмечается при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного
тракта, спровоцированных нетрадиционноё пищей и теми химическими
добавками, которые присутствуют в ней. Современный темп жизни,
беспорядочное питание, редкие или частые приемы пищи приводят к
нарушению секреции желудка, развитию гастрита, гиперсекреции слизи и
другим расстройствам, вызывающим формирование не только пищевой
аллергии, но и других серьёзных нарушений в здоровье человека. Как защититься?
Для того, чтобы остановить распространение этих заболеваний связанных с
приёмом пищи, в настоящее время необходимо широкое информирование
населения с целью, обучения граждан и их близких избегать употребления
продуктов, содержащих потенциально опасные продукты и пищевые добавки,
а также обучение неотложным мероприятиям при появлении признаков
заболевания и аллергических реакций.
Источник: http://posobie.info/forum/viewforum.php?f=24 |