Кто ходит в школу по утрам… http://birth.ft.inc.ru/100.shtml
Начало нового учебного года всколыхнуло старые переживания некоторых
родителей на тему "А хорошо ли ему будет в школе?" А поскольку многие
читатели запомнили, что мои дети не ходят в школу – посыпались письма с
вопросами. От смешных ("Неужели это правда?!") до серьезных ("Как
помочь своему ребенку получить все необходимые знания?"). Сначала я
пыталась отвечать на эти письма, но потом решила, что проще будет
ответить всем сразу. Сначала – отрывки из писем, которые я получила в последние дни.
"То, о чем Вы рассказываете, очень интересно. Я читала и слышала про
подобные вещи, но действующие лица всегда были для меня больше
"книжными героями", чем реальными людьми. А Вы вполне реальны ))."
"Меня очень интересует домашнее обучение. Мой сын уже сейчас не хочет
идти в школу, а я не знаю, как давать ему школьные знания. Поделитесь
своим опытом, пожалуйста." "Позвольте задать вопрос (извините,
если он звучит глупо): Ваши дети действительно не ходят в школу?
Правда? Мне это кажется невозможным, потому что в России везде (как и у
нас, на Украине) школьное образование еще очень и очень обязательно.
Как это - не ходить в школу? Расскажите, очень интересно."
"Как не отправлять ребенка в школу, но чтобы другие не называли его
дебилом? И чтобы он не вырос неучем? Я пока не вижу альтернативы школе
в нашей стране." "Скажите, а детей дома Вы сами учите? Когда я
начинаю прикладывать возможность домашнего обучения к собственным
детям, сразу возникают сомнения: а захотят ли они учиться сами? а смогу
ли я их научить? С терпением и терпимостью у меня зачастую проблемы,
быстро начинаю раздражаться по пустякам. Да и дети маму, мне кажется,
воспринимают по-другому, чем постороннего человека-учителя. Посторонний
дисциплинирует. Или как раз лишает внутренней свободы?" ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Попробую начать с самого начала – с тех давних времен, когда мой
старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец
80-х годов – "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не
изменилось. (А мысль о том, что в школу МОЖНО не ходить, еще не
приходила мне в голову – ну, попробуйте вспомнить свое детство. Ведь
многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы
додуматься до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не
могла.)
КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ Став родительницей
первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло
ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидела
толпа взрослых людей (на вид – вполне нормальных), и все они усердно
записывали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от
левого края тетради, и т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете?!" –
грозно спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, а
просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки
все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет .) С тех пор
начались наши школьные "приключения". Многие из них стали "семейными
легендами", которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про
школьный опыт. (Приведу один пример – "история о выходе из
октябрят". В то время всех первоклассников еще "автоматически"
зачисляли в октябрята, а потом начинали взывать к их "октябрятской
совести" и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто
не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне
вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил
учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе началась паника.
Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры наказания для моего
ребенка. Варианты были такими: "исключить из школы", "заставить быть
октябренком", "поставить двойку по поведению", "не переводить в третий
класс", "не принимать в пионеры". (Возможно, это был наш шанс перейти
на обучение экcтерном еще тогда – но мы этого не поняли.) Остановились
на варианте "не принимать в пионеры", что вполне устраивало моего сына.
И он остался в этом классе, не будучи октябренком и не участвуя в
октябрятских развлечениях.) Постепенно мой сын приобрел в
школе репутацию "довольно странного мальчика", к которому учителя не
особо приставали, потому что не находили у меня отклика на свои
претензии. (Поначалу претензий было очень много – начиная от формы
написания буквы "ы" моим сыном и заканчивая "неправильным" цветом его
рубашки. Потом они "сошли на нет" – я не "шла навстречу" и не
"воздействовала" ни на букву "ы", ни на выбор цвета рубашек.)
А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих
новостях (по принципу "что у меня сегодня было интересного"). И я стала
замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются
ситуации такого типа: "Я сегодня такую интересную книгу начал читать –
на математике." Или: "Я сегодня начал писать партитуру моей новой
симфонии – на истории." Или: "А Петя, оказывается, здорово в шахматы
играет – мы с ним на географии пару партий успели сыграть." Я
задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках
он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне
школы делать. И тут в моем сознании произошел поистине
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ !!! Я подумала: "А может, ему вообще не стоит
ходить в школу?" Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы
продолжали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и
сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу. Скажу
честно: решение уже было "выстрадано", поэтому мне было почти все
равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и
избавить школу от проблем – написать какое-нибудь заявление, чтобы они
успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: "Да, повезло тебе
с директором, а вот если бы она не согласилась…" – да не в директоре
дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши
дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.) Но
директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне
заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей
о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших
действий – я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего
ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок
(по причине своих якобы "выдающихся" способностей) в качестве
"эксперимента" будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены
экстерном в этой же школе.
В то время это показалось нам отличным выходом, и мы забыли о школе
почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами,
на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и
озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами сидел за
компьютером – обустраивал свою BBS (если среди читателей есть
"фидошники" – они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него
был "114-й нод" в Питере – "для тех, кто понимает" ). И еще он успевал
читать все подряд, изучать китайский язык (просто так – ему это было
интересно в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не
успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы
на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной
почты (в то время это еще считалось очень сложной задачей – приходилось
приглашать "умельца"), развлекать младших детей… В общем, он был
безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя
обделенным . В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к
экзаменам!" Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно
читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали,
что он готов сдавать. На этом мое участие в его школьных делах
завершилось. Он сам поочередно "отлавливал" учителей и договаривался с
ними о времени и месте встречи. Все предметы удавалось сдать за
одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить
"экзамен" – или это было просто "собеседование", или что-то вроде
письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился
поставить по своему предмету "5" – хотя мой ребенок знал ничуть не
меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но нас это
нисколько не огорчало – такова была цена свободы .) В
результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь
"каникулы" (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2
месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые
экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс,
так что в любой момент может все "переиграть" и пойти учиться обычным
способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и
дедушек – они были уверены, что ребенок скоро "одумается" , не будет
слушать эту "ненормальную" мамашу (меня то есть) и вернется в школу .
Увы. Не вернулся.) Когда подросла моя дочь, я ей предлагала
вообще не начинать ходить в школу. Но она была "социализированным"
ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где
настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу – это очень
"престижно" )). А я, будучи сторонницей "свободного" воспитания, не
собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее
хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей
(наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что
будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она успела
внести свою лепту в "копилку" семейных легенд – с ней тоже проиcходили
разные нетипичные для этой школы истории.) У меня просто
камень с души упал . Я отнесла директору школы еще одно заявление. И
теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, которые не ходят
в школу. Кстати, если кто-то случайно узнавал об этом, меня смущенно
спрашивали: "А чем больны ваши дети?" – "Ничем", - спокойно отвечала я.
– "Но тогда ПОЧЕМУ?!!! Почему они не ходят в школу?!!!" – "Не хотят".
Немая сцена
МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Можно. Я уже 12 лет знаю это
совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома,
получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в
жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал
экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом
останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно
обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им
самим выбирать ту "замену" школе, до которой они могут додуматься.
(Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.) Но
вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый
ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны
"сдавать" туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И если
выяснялось, что кто-то этого не делает – к нему могли прислать
сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были
слова "охрана детства" – но я в этом не разбираюсь, так что могу
ошибаться). Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу – ему нужно
было сначала получить медицинскую справку о том, что он "не может
посещать школу по состоянию здоровья". (Вот почему меня все спрашивали,
чем больны мои дети!) Кстати, гораздо позже я узнала, что в те
времена некоторые родители (которые раньше меня додумались до идеи не
"сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых
врачей. Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ,
в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от
состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того , там
даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за
то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее
образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы,
а самостоятельно и у себя дома! В сентябре того же года я
пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что
и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать
текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не
додумалась, а теперь – спустя 11 лет – уже не помню. ) После
этого мне сказали: "Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу
школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для
этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя
принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня это вполне устроило – брать
деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову
не пришло . Так что мы расстались, довольные и друг другом, и
изменением в нашем законодательстве. Правда, через некоторое
время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали
экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и
за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат,
который организован проще и удобнее, чем бесплатный – по крайней мере,
так было в 90-е годы). А в прошлом году я прочитала еще более
интересный документ – опять-таки, не помню ни названия, ни даты
публикации – мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться
об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я
прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый
класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения.
Выясняется, что ребенку 10 лет . А теперь – самое приятное. Завуч
реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет
сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об
окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно – я полагаю – с
самого первого! А в ответ мне показывают официальный документ
об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек
имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ
возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс
средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих
классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и
принять у него все необходимые экзамены!!! То есть можно
прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже
– кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали
аттестаты два бородатых дяденьки – ну, приспичило им вдруг аттестаты
получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый
аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.
Но это – теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из
любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила
аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и
бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место,
где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору
(приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень
интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях –
но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую
школу. Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня
заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы
ему "домашнее обучение". С этим никаких проблем не было бы. Но мне
объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в
этой школе "решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются
спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего обучения" –
чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу
сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась
не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они
настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за
одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ"!
Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка – их беспокоит
только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят
абсурдности этой идеи…) Они потребуют, чтобы ребенок посещал
все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же
они ставить в классном журнале "прочерк" вместо оценки за четверть,
если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса). Кроме того, они потребуют,
чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к
тому времени вообще не были "сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от
слов "медицинская справка" у меня начиналось головокружение) – а иначе
он "заразит" других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием .)
Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в "жизни класса": мыть
стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.
Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили . Понятно, что я
отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что
мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А
именно – мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы
не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и
распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые
учебники до конца учебного года! Так что моя дочь прочитала
эти учебники и спокойно (без прививок и "участия в жизни класса") сдала
все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.
Но я отвлеклась . Вернемся в прошлый год, когда я привела в "первый
класс" 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе
первого класса – оказалось, что он все знает. Второго класса – почти
все знает. Третьего класса – многого не знает. Она составила для него
программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за
4-й класс, т.е. "окончил начальную школу". И – при желании! – мог бы
сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со
сверстниками. Вот только желания такого у него почему-то нет .
Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ
нормальному человеку ходить в школу.
КАК УЧИТЬСЯ ДОМА Многие родители думают, что если ребенок
учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и
проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось
слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу – и мы ВСЕ
РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не
сделаем. А если бы не ходил – это значит, сидеть надо на несколько
часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не
"сидит", делая вместе с ними "уроки" – мне просто не верят. Думают, что
это бравада. Но если вы действительно не можете позволить
своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10
лет вместе с ним "делать уроки") – тогда, конечно, домашнее обучение
вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую
самостоятельность ребенка. Если же вы готовы согласиться с
мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие
оценки ему будут ставить – может быть, "3" за изложение своих
собственных мыслей лучше, чем "5" за запись папиных или маминых?) –
тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что
оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него
получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не
сразу. А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От
того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший
аттестат" (для поступления в "хороший вуз") – это одна ситуация. А если
целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор –
совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив
только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" . Бывает, но
не у всех. Давайте начнем с самой традиционной цели – с
"хорошего аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия
в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш
ребенок – тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые
будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с
ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И
выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И
которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели – например,
какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены
"двигать" своего ребенка. А если вы не собираетесь полностью
контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более
естественным) – тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с
ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с
ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для
этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать
свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных "домашних заданий".
Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно
действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может
быть, ставить перед ним какие-то задачи – а потом, "пройдя" в таком
режиме пару предметов, он и сам научится этому. Самый простой
способ составить план учебы – посчитать, сколько у вас есть времени на
подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно "проглотить" за
это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов.
Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)
Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них – довольно
тонкие и читаются "на одном дыхании" (например, география и ботаника).
Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился
"лишний" месяц, который можно "отдать" тому предмету, который кажется
самым трудным для вашего ребенка – например, русский язык с его
запутанными правилами .) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим,
в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать
по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы
повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.
Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома "очень трудно".
Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там
шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя –
используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей .
И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы
покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже
проще сделать это ЗА ОДИН день!) Конечно, не все учебники читаются
легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно
решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и
химия… Но оптимальные способы изучения более сложных предметов
находятся в процессе учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не
будет получаться – можно найти репетитора по самому сложному предмету,
по двум, по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать
ребенку возможность поучиться самостоятельно – тогда он, по крайней
мере, начнет понимать, что именно у него не получается. (Я
расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут
ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при
этом чаще всего возникают? Насчет "любого" – это не совсем так.
Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить
;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ
заниматься. И наоборот – успешнее всего продвигались вперед те дети,
которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не
получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок
начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло
отлично.) И напоследок – опять о моем личном опыте. Мы
пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год
обучения экстерном), и пускали все "на самотек". Пробовали даже
материальные стимулы )). Например, я выделяю на учебу некую сумму,
которой хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при
обучении по системе "консультация – зачет"). Если ребенок успевает
сдать все ровно за 3 месяца – хорошо. Если не успевает – я как бы "даю
ему взаймы" недостающую сумму, и потом нужно будет ее вернуть (у моих
старших детей были источники дохода – они регулярно подрабатывали). А
если сдает быстрее – оставшиеся деньги получает в качестве "приза". (В
тот год призы были получены, но идея не прижилась – больше мы так не
делали. Это был просто эксперимент , который был интересен всем
участникам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы
уже поняли, как это работает.) Обычно мои дети сами думали,
когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им
вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами
– я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но
не вмешивалась в то, что они могли делать сами.) И еще одно.
Многие мне говорят: "Тебе хорошо – твои дети такие способные, они хотят
учиться… А наших – не заставить. Они не будут учиться, если не будут
ходить в школу." Насчет "способных" детей – спорный вопрос. У меня
нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть "способности", к
чему-то – нет. И учатся дома они не потому, что "способные", а потому
что дома ничто не мешает интересоваться учебой . У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с
первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не
летает, из чего сделан лед, куда летят тучи – ведь это именно то, что
он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто
как "книги"). Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают
медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение
отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее.
Чем дальше, тем хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще
и казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не
получается хорошо – ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни
заниматься каким-то делом - впрочем, это дело вкуса, а "о вкусах не
спорят", как известно ). Дома – все иначе. То, что в школе
кажется скучным и неприятным, дома кажется интересным. Вспомните
момент, когда ребенок (даже если это школьник-троечник) впервые берет в
руки стопку новых учебников. Ему интересно! Он рассматривает обложки,
он листает учебники, "зависая" над какими-то картинками… А что дальше?
А дальше начинаются опросы, оценки, задания, нотации… И открывать
учебник просто потому, что "интересно", ему и в голову не приходит…
А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в навязываемом ему
темпе, делая попутно сотни ненужных действий – тогда можно спокойно
(выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в родителями, поиграв с
кошкой – впишите недостающее ) открыть этот же учебник в подходящий
момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто
не вызовет тебя к доске с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты
не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим
родителям свое мнение о твоих способностях… То есть в школе
знания – если и усваиваются – то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они
усваиваются легко и без напряжения. И если ребенку дать возможность не
ходить в школу – он, конечно, первое время будет только отдыхать .
Отсыпаться, отъедаться, читать, гулять, играть… Столько, сколько надо –
чтобы "скомпенсировать" ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно
настанет момент, когда ему захочется взять учебник и просто почитать …
КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ Легко. У нормального ребенка,
помимо одноклассников, обычно есть еще очень много других знакомых:
живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями,
найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом… Если
ребенку хочется общаться – он найдет себе приятелей независимо от того,
ходит ли он в школу. А если он не хочет – значит, и не надо. Наоборот,
надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он
ощущает потребность "уйти в себя". У моих детей бывали разные
периоды: иногда они могли целый год просидеть дома и общаться только с
домашними (правда, семья у нас всегда была не маленькая) и
переписываться со своими "виртуальными" знакомыми. А иногда они "с
головой" окунались в общение. Но самое главное – они сами выбирали,
когда им сидеть в одиночестве, а когда "выходить в люди". И
"людей", к которым они "выходили", мои дети тоже выбирали сами – это не
был "коллектив одноклассников", сформированный случайным образом. Это
всегда были именно те люди, с которыми они хотели пообщаться.
Некоторые думают, что "домашние" дети, даже если они хотят общаться,
просто не могут и не умеют это делать. Довольно странное опасение.
Ребенок ведь живет не в камере-одиночке, а в семье, где ему с самого
рождения – изо дня в день – приходится общаться. (Конечно, если в вашей
семье люди общаются между собой, а не проходят молча мимо, не замечая
друг друга.) Так что основные "навыки общения" у него формируются
именно дома, а отнюдь не в школе. Но дома общение обычно
бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно
обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли
собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые
аргументы в споре… Дома ему часто приходится общаться с теми, кто
старше его и общаться "умеет" лучше – качественнее, полноценнее. И
ребенку приходится "подтягиваться" до уровня нормального взрослого
общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в
зависимости от ситуации… Согласна – есть такие "сверстники",
которым все это не нужно. Которые под "общением" понимают что-то
другое. Которые не станут вести диалоги и уважать собеседника. Но ведь
и вашему ребенку тоже не захочется с такими общаться! Он выберет других
– тех, с кем ему самому будет интересно. Еще одна важная вещь
– издевательства и нападки подростков на тех, кто чем-то отличается от
других. Или от тех, кто позже других появился в "коллективе". Например,
если ребенок в 14 лет переходит в другую школу – это часто оказывается
для него тяжелым испытанием. Признаюсь: мои старшие дети
проводили такие "эксперименты" . Им было интересно примерить на себя
роль "новенького". Они начинали ходить в школу и с интересом наблюдали
за поведением класса. Часть одноклассников обязательно пыталась
"издеваться". Но если "новенький" не обижается, не возмущается, а
откровенно развлекается, слушая их "издевательства" – это их сильно
озадачивает. Они не понимают, как можно не обидеться на их изощренные
метафоры? Как можно не принимать это всерьез? И очень скоро им
надоедает "издеваться" впустую . Другая часть одноклассников
сразу ставит клеймо "не наш". Не так одет, не такая прическа, не ту
музыку слушает, не о том разговаривает. Ну, мои дети и сами не
стремились войти в число "наших". И, наконец, третья группа – те, кому
сразу становилось интересно пообщаться с этим странным "новеньким".
Т.е. именно то, что он "не такой, как все", сразу отвращало от него
вторую группу и сразу привлекало к нему третью. И вот среди
этих "третьих" как раз и находились те, кому недоставало нормального
общения и которые окружали "странного" новенького вниманием,
восхищением и уважением. А потом, когда мои дети уходили из этого
класса (продержавшись там 3-4 месяца – пока у них хватало сил рано
вставать каждое утро, при нашем абсолютно "совином" домашнем образе
жизни), некоторые из этих одноклассников оставались их близкими
друзьями. Более того , кое-кто даже ушел вслед за ними из школы!
И вот какой вывод я сделала из этих "экспериментов". Моим детям было
очень ЛЕГКО строить отношения с новым коллективом. У них это не
вызывало стрессов и сильных негативных переживаний. Они воспринимали
школьные "проблемы" как игру, а отнюдь не как "трагедии и катастрофы".
Может быть, потому, что пока их одноклассники ходили в школу и тратили
энергию на преодоление тех трудностей, которые выдвигала перед ними
школа (рано вставать, много сидеть, недоедать, переутомляться,
ссориться с одноклассниками и бояться учителей), мои дети вместо этого
росли, как цветы , свободно и радостно. И именно поэтому выросли БОЛЕЕ
СИЛЬНЫМИ.
Теперь – по поводу отношения других детей к тем, кто не ходит в школу.
За 12 лет мы видели разное . От глупого смеха маленьких дурачков
("Ха-ха-ха! Он не ходит в школу! Он дебил!") до странных форм зависти
("Ты думаешь, что ты умнее нас, если ты не ходишь в школу? Да тебе все
эти пятерки за деньги ставят!") и до искреннего восхищения ("Повезло
тебе с родителями! Мне бы так…"). Чаще всего бывало так. Когда
какие-то знакомые моих детей узнавали, что они не ходят в школу, это
вызывало сильное удивление. Вплоть до шока . Начинались расспросы.
Почему, как это можно, кто это придумал, как происходит учеба, и т.д.
Многие дети после этого приходили домой, с восторгом рассказывали своим
родителям, что – оказывается!!! – МОЖНО не ходить в школу!!! А дальше –
ничего хорошего. Родители не разделяли этот восторг :-(. Родители
объясняли ребенку, что это "не для всех". Что некоторые родители, в
некоторых школах, для некоторых детей, за некоторую плату… А они – не
"некоторые". И пусть ребенок забудет навсегда. Потому что в НАШЕЙ школе
такое не разрешено! И точка. И ребенок на следующий день с
тяжким вздохом говорил моему: "Тебе хорошо, тебе МОЖНО не ходить в
школу. А мне НЕЛЬЗЯ. Мне мои родители сказали, что в нашей школе это не
разрешается." Иногда (видимо, если ребенок не удовлетворялся
таким ответом) ему начинали объяснять, что он – НОРМАЛЬНЫЙ, в отличие
от таких, которые НЕ ХОДЯТ в школу. Тут было два сюжета. Либо ему
объясняли, что его знакомый (т.е. мой ребенок, который не ходит в
школу), на самом деле умственно отсталый, поэтому он НЕ МОЖЕТ учиться в
школе. А вовсе не "не хочет", как тут пытались представить. И надо не
завидовать ему, а наоборот – надо радоваться, что "ты-то нормальный, и
ты МОЖЕШЬ учиться в школе!!!" Либо родителей "заносило" в
другую крайность, и они рассказывали, что нужно иметь очень много
денег, чтобы разрешить своему ребенку не ходить в школу, а просто
"покупать" ему оценки. И только несколько раз за все эти годы
родители отнеслись к такому рассказу с интересом. Они подробно
расспросили сначала своего ребенка, потом моего, потом меня – а потом
тоже забрали своего из школы . К радости последнего. Так что на моем
счету – несколько "спасенных" от школы детей. Но в большинстве
случаев знакомые моих детей просто считали, что моим детям повезло с
родителями. Потому что не ходить в школу, на их взгляд, это очень
здорово, но ни один "нормальный" родитель такого не разрешит своему
ребенку. Ну, а у моих детей родители "ненормальные" (по многим
параметрам) – так что им повезло )). И нечего примерять на себя этот
способ жизни, потому что это недосягаемые мечты. Так что у родителей есть шанс воплотить "недосягаемую мечту" своего ребенка. Подумайте об этом.
НРАВИТСЯ ЛИ МОИМ ДЕТЯМ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Ответ однозначный:
ДА. Если бы было иначе, они бы просто ходили в школу. Я никогда не
лишала их такой возможности, и за прошедшие 12 лет было совершено
несколько попыток это делать. Им самим было интересно сравнить хождение
в школу и домашнюю свободу. Каждая такая попытка давала им какие-то
новые ощущения (не знания! – знания они приобретали не в школе!) и
помогала им понять что-то важное – о себе, о других, о жизни… Т.е.,
несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз вывод был один и
тот же: дома лучше . Я думаю, что уже нет смысла перечислять,
почему им лучше дома. И так уже все понятно – можно заниматься тем, что
тебе интересно, ты сам решаешь, что тебе делать и когда, тебе никто
ничего не навязывает, тебе не надо рано вставать и давиться в
общественном транспорте… И так далее, и тому подобное… Моя
дочь сформулировала свои ощущения от хождения в школу так: "Представь –
ты испытываешь сильную жажду. И чтобы утолить свою жажду ("жажду"
знаний), ты приходишь к людям (в социум, к учителям, в школу) и просишь
их утолить твою жажду. И тут они связывают тебя, выхватывают 5-литровые
клизмы и начинают лить в тебя в огромном количестве какую-то бурую
жижу… И говорят, что это утолит твою жажду…" Грубовато , но честно.
И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10 лет на школьной
семье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое… Как
сказала одна учительница про моего ребенка - "патологическое чувство
свободы"
|