Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
03.05.2024, 15:53

Логово Ведьмы

Женский круг, духовная женская традиция, практики, опыт

Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Почему мы выбираем домашнее воспитание и семейное обучение [15]
Правовая основа семейной формы обучения [1]
Детский сад (школа) или семья? [25]

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Домашнее воспитание и семейное обучение » Почему мы выбираем домашнее воспитание и семейное обучение

Не пробовал - не суди, узнал - не зарекайся.
Не пробовал - не суди, узнал - не зарекайся.

О школе, семье, о домашнем образовании.

Всё чаще встречаются ситуации, когда дети приходят в школу только для того, чтобы сдать очередные экзамены, эти дети никогда не были школьниками.
Сейчас учатся экстерном не один десяток детей разных возрастов. И разговор наш естественно, о школе, семье, о домашнем образовании.
Есть родители, которые понимают, что школа не нужна и даже вредна их ребенку, но не решаются его оттуда забрать. Дело в том, что в сознание людей прочно внедрены мифы, связанные с образованием. Например, миф о том, что учить детей должны специалисты-педагоги, прошедшие специальную подготовку. Но лучшие специалисты для каждого ребенка - его отец и мать: они знают характер ребенка, видят его развитие, могут определить его склонности. Социализму всегда нужны были люди без склонностей, поэтому большевики провозгласили: "Дети - наше будущее" и исходя из этого, формировали сознание, как детей, так и родителей «по – партийному», так называемый – пирамидальный принцип.
Отсюда происходит и второй миф - детям необходимо учиться в коллективе. Обучение наиболее эффективно, когда знания передаются "из рук в руки", от носителя знаний - к ребенку. Есть дети, которые не воспринимают знания с одного раза и тем более с листа, им просто необходим коллектив, эти дети учатся на подражании. А есть дети, которые слишком чутки и внимательны к отношениям между людьми, поэтому, если при обучении присутствует кто-нибудь кроме ребенка и учителя, то ребёнок не может воспринимать знания. Практика ясно показывает: должны быть и индивидуальные занятия, и обучение в группе, и не обязательно в школе.
Еще одно порождение тоталитарной системы - миф о единой школе. Во всех школах единые программы, единые требования, единые методы обучения. А вместо образования - ЗУНы. Есть такое сокращение в инструкциях, означает - знания, умения, навыки. Никто и вида не делает, что пытается дать образование - ЗУНы, и все.
Любому человек трудно вырваться из стереотипов, а нас к тому же, долго отучали от самостоятельности. Сейчас мы видим результат. Главные противники домашнего обучения - это бабушки и дедушки. Родители уже готовы решиться, а «старики» в ужасе: "Ребенок не будет ходить в школу? Значит, он будет не таким, как все?"
К этому добавляются вопросы чисто практические. Взрослые весь день на работе, ребенок один дома. А вдруг что-нибудь натворит? В школе хоть что-то делать заставляют, а дома заставлять будет некому. Вдруг он вообще не станет учиться? Как тогда быть? ( А действительно — как?)
— Я не считаю, что учиться должны все. Образование не может быть принудительным. Но с другой стороны, дети, которые не хотят учиться - это дети, очень уставшие от школьной обстановки или от неадекватных, травмирующих методов обучения. Таким детям нужно несколько месяцев санатория, только потом можно говорить с ними об учёбе.
Если люди решились уйти из школы, необходимо набраться смелости и сделать этот шаг и не пытаться заранее решать вероятные проблемы, а решать те, которые реально возникнут, многие проблемы преодолеваются сами собой. Семья начинает жить здравой жизнью, дети и родители связаны общим делом, дети понимают, что родителям они не безразличны, отношения становятся лучше, возникает чувство ответственности друг перед другом, радость самостоятельности у детей и взрослых. И вдруг люди чувствуют, что, например, телевизор - враг самостоятельного мышления, что из этого ящика на них льется поток отравы. Я знаю несколько семей, которые, начав учить детей дома, избавились от телевизора по внутренней необходимости.
Любая семья может взять на себя обучение собственного ребенка. Это не просто полные семьи - в них к тому же есть и согласие. Родители осознают, что права детей принадлежат им, именно они должны права собственного ребенка защищать, отстаивать, а если надо - и бороться за них. Родители понимают, что только они вправе решать, чему и как должен учиться их ребенок.

В домашнем обучении инициатива обычно исходит от матери. Она первая чувствует, если в школьной жизни ребенка что-то не так, она получает первый сигнал тревоги. И для начала вполне достаточно, чтобы мать хотела учить ребенка дома, а отец не возражал. Рано или поздно он подключается к обучению. И сердце отца возвращается в семью. Понятно, что отцы сейчас очень заняты, они часто не готовы пожертвовать временем для ребенка. Но в реальности жертва времени очень мала. Достаточно десяти - пятнадцати минут в день, чтобы атмосфера в семье стала другой, чтобы ребенок не чувствовал себя беспризорным. Иногда эти десять минут уходят на разговор, иногда на молчаливую прогулку - важно не это. Главное - постоянная готовность отца к диалогу с ребенком. И ребенок эту готовность чувствует.
Можно назвать причины, которые наводят на мысль о домашнем образовании. Причины обычно негативные. «Ребенок увял, у него нет интереса к учению». Как сказал один папа - "В первом классе сын бежал в школу, во втором — шел, в третьем мы его тащим". Встречаются дети, которых в школе считают, чуть ли не отсталыми. На самом деле их заторможенность - реакция на школьное насилие. Есть соматически больные дети, которым по их физическому состоянию необходим индивидуальный подход. Начало обучения для них должно быть отодвинуто. Для таких детей учиться дома - единственно возможный вариант, они просто не могут находиться в школе.
Реже встречаются позитивные причины.
Есть люди, которые учили бы ребенка сами, но не верят в свои силы, в свои педагогические способности, в достаточность собственных знании.
— Если речь идет о начальной школе, проблема, на мой взгляд, состоит только в том, чтобы преодолеть собственный страх. Научить ребенка читать, писать, считать любая мать может. Когда ребенок переходит в среднюю школу, уже не каждая мама способна преподавать ему все необходимые предметы. В таком случае, родителям нужно объединяться. Скажем, ты учишь моего сына биологии, а я твоего — математике.
Я знаю детей, которые сдают экстерном только часть предметов, а на остальные уроки ходят. Для многих родителей такой вариант приемлем и даже предпочтителен. Родители, которые предпочитают частичный экстерн, должны быть готовы рано или поздно забрать ребенка из школы совсем. Слишком различны системы. Человек, уже вкусивший вдохновение самостоятельного мышления, самостоятельной работы, не может вынести казарменный уклад нынешней школы. Конечно, есть целеустремленные дети. Они берут в школе то, ради чего пришли независимо от того, что происходит вокруг. Но таких очень мало.
К тому же, сумма знаний, которую школа требует заучить, нормальному человеку просто не нужна. Есть два типа образования - развивающее и целевое. В начале обучения предпочтение нужно отдать развивающему образованию: знакомство с предметом, работа с книгой, пересказ, умение конспектировать и реферировать. Важно дать человеку в руки инструмент для добывания знаний и показать, как этот инструмент работает. Когда, в будущем, ученикам надо будет пройти курс целевого образования, чтобы, скажем, сдать экзамен, они проходят этот курс намного быстрее и эффективнее, чем дети, которые приучены просто запоминать.
В новый Закон об образовании включено понятие образовательного стандарта. Этот образовательный стандарт сведен к программам для поступающих в вузы. Но стандарт должен быть минимален. Читать, писать, считать, пересказывать - для начальной школы. Конспектировать и реферировать - для средней школы. На этом процесс обучения можно считать законченным. Человек сможет получить любые необходимые ему знания, цель достигнута.
На государственном уровне необходимо срочно создать независимую систему контроля. Сейчас школа сама оценивает, насколько качественно она работает, сама контролирует себя через систему школьных экзаменов. Эта система порочна. Идет узаконенное очковтирательство. Причем школа втирает очки не только государству, ученикам, родителям, а и самой себе. У человека внутри системы не может быть ясного зрения. При домашнем образовании ученики должны сдавать экзамены в тех школах, к которым приписаны, и это правильно.
Для того чтобы учить своих детей, нужны: смелость отказаться от стереотипов, решимость, семейное согласие и понимание того, что права ваших детей принадлежат вам Родители.

P.S.
Иногда родители не знают, как работать с детьми, как их учить, как определить склонности ребенка – вопросов много, мы готовы поделиться опытом. Бывает, родители ищут, куда бы сдать своего ребенка, чтобы больше им не заниматься. Таким мы отказываем сразу, - вся наша система построена на родительском участии.
Каждый решает сам...

Обойдемся без школы

У нас до сих пор считается, что на семейное образование детей переводят не от хорошей жизни: мол, в школу не ходят только больные или не способные ужиться в коллективе. На самом деле, большинство родителей самостоятельно занимается образованием детей из идеологических соображений.

Проблема мотивации

Те способы, которыми многие учителя добивается от детей хоть какой-нибудь успеваемости, напрочь убивают тягу к знаниям даже в самых пытливых умах. Какой стимул используют в школе? Не выучил - садись, "двойка". Это так называемое негативное подкрепление: если ученик не подчинился воле учителя - он наказан. Такая система закрепляет у ребенка своего рода условный рефлекс: ты учишься для того, чтобы не получать "двойки". Именно поэтому многие люди перестают читать и познавать новое, как только покидают стены официальных учебных заведений. Исчезла палка, из-под которой они учились, - исчезла и необходимость добывать новые знания.

В школе учитель выступает в роли надсмотрщика. Он следит за тем, насколько четко ребенок выполняет спущенные сверху нормативы. Учитель задает вопросы, на которые знает ответ. В такой ситуации ребенок понимает, что должен не мыслить, искать, догадываться, а воспроизводить прежде сказанное. Это скучно, неинтересно и, разумеется, не вдохновляет на поиск новых знаний.

Какую альтернативу предлагает семейное образование? Как правило, на подобный шаг решаются люди, далекие от профессиональной педагогики, но увлеченные предметом и самим процессом обучения. Как сказала мне одна англичанка, которая вместе с мужем учит своих четверых детей: "Не надо бояться быть библиотекарем. Вы вместе с ребенком ставите задачи и ищете их решение в груде книг, в интернете, в видеофильмах. Вы сами испытаете прилив энтузиазма, и ребенку будет с вами интересно". А мы добавим, что постановка задачи и поиск ответа создают атмосферу азарта, которая стимулирует познавательную деятельность ребенка. Такой настрой остается с человеком на всю жизнь.

Проблема социальной адаптации

Многие считают, что ребенок, не прошедший обычную школу, не готов к социальному взаимодействию, поскольку не усвоил правил поведения в обществе. Сторонники семейного образования выдвигают контраргументы.

В обычной школе царит дух раболепства. Учитель всегда прав. Директора надо бояться. Поощрения добиваются тихони и "ботаники". Надо признаться, что в деловой жизни аналогичные отношения тоже нередки. К счастью, не везде. Человек, не усвоивший с детства "правило гвоздя" (бьют того, кто высовывается), найдет свое место под солнцем, и будет счастливее того, кто считает подчинение нормой.

Далее. Испытывая агрессию педагога, сильные дети сами становятся агрессивными. Педагоги усиливают давление, и ожесточают строптивых еще больше. Учителя тратят массу сил на борьбу с активными детьми, поскольку видят в них врагов. Нужен ли ребенку пример того, что всякая индивидуальность должна утверждать право на существование с боем? Если вы считаете, что это важный социальный навык, сторонники семейного образования посочувствуют вашему кругу общения.

В школе не поощряется умение работать в команде. Все эти деления на отряды или группы фальшивы, поскольку они инициируются преподавателями и не дают возможности самостоятельно ставить какие-либо задачи. Если классный руководитель разобьет детей на группы, чтобы произвести уборку в кабинете, это вряд ли выработает в учениках навык труда в команде. Столкнувшиеся с неинтересной, навязанной задачей не заинтересованы в качестве решения. А ведь умение работать в команде - основа основ большинства видов профессиональной деятельности. И процесс обучения ребенка должен это умение развивать.

В обычной школе детей учат соревноваться. Однако условия соревнования задаются совершенно противоестественные. Например, ребенок должен выучить параграф лучше своих одноклассников, ребенка отчитывают, если он не смог решить задачу и т.п. Ребенку не дают важнейшего социального навыка: соревноваться с собой вчерашним. "Я сделал лучше, чем вчера, - я молодец. И не важно, что успели мои одноклассники и чего ждет от меня учитель". Такое соревнование, обнажающее слабые места каждого, провоцирует вечное чувство недовольства собой. Именно здесь коренятся причины того, что взрослые вполне успешные люди не могут преодолеть языкового барьера или считают себя неспособными к каким-либо наукам.

Не менее вредно и то, что в школе дети объединены по возрастному признаку. Это удобно для усвоения стандартных знаний, но существенно ограничивает возможность ребенка взаимодействовать со старшими и младшими и формировать разнообразные социальные навыки. Дети из многодетных семей этот недостаток компенсируют дома, а остальные ощущают пробел в опыте.

Семейное образование ограждает ребенка от воздействия вредных стереотипов. Но ведь надо же предложить и позитив! Как правило, семьи выходят из положения, собираясь в центры или группы, где на равных занимаются дети разных возрастов вместе со взрослыми. Там дети учатся выполнять роли ведущих, ведомых, учеников, инструкторов и так далее. Семьи-единомышленники, как правило, вместе отдыхают, ходят в походы, занимаются спортом. Таким образом, их детям обеспечено более чем полноценное общение. К тому же у детей, которые не обременены школой, остается больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия. Там они тоже набираются социального опыта, который, в отличие от школьного, имеет много общего с реальными взаимоотношениями во взрослом коллективе.

Качество образования

Многие противники семейного образования жалеют, что бедные дети не получают стандартного набора знаний. Но разве обычный школьник его получает? Да, он присутствует на уроках. Иногда не спит. Время от времени мнется у доски, выпрашивая "троечку". И что у такого осталось в голове?

При семейном образовании дети усваивают больше потому, что сами планируют свое обучение и заинтересованы в результате. К тому же родители корректируют нелепости школьной программы. Например, курсы русской и зарубежной истории и литературы читаются порознь. В результате ребенок слабо себе представляет, что происходило в России, в Европе и в Америке, в то время когда было написано это или другое произведение. Исторические события утрачивают смысл, понимание художественных текстов искажается. В семейных школах можно строить программу как угодно. Появляется шанс дать ребенку целостное представление о мировом культурном процессе.

В семейной школе нет обязательных учебников. Дети учатся работать с разными источниками информации и обобщать сведения, что, кстати, не менее важно, чем знания сами по себе.

Что касается поступления в вуз, то и здесь у "семейников" проблем не больше, чем у остальных: им не нужно тратить времени на школу, поэтому они могут прицельно готовиться к определенным экзаменам. И с репетитором, и на курсах, и самостоятельно. Одним словом, семейное образование - это здорово. Но организовать его дано не всем: ведь приходится жертвовать ради ребенка карьерой и материальным благополучием.



Источник: http://posobie.info/forum/viewforum.php?f=24
Категория: Почему мы выбираем домашнее воспитание и семейное обучение | Добавил: Agniya_Vedma (04.02.2010)
Просмотров: 1056 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024