Одноразовые подгузники — блага цивилизации! На этот раз я
предлагаю поговорить об одноразовых подгузниках (у нас прижилось
название «памперсы» хотя это всего лишь торговая марка). Ко всему, что
преподносит нам прогресс, следует относиться очень осторожно, особенно
когда речь идет о маленьких детях. И потом нужен ли нам такой прогресс,
если поколения до 90-х годов (уже прошлого века) учились пользоваться
горшком к 1,5 годам и формировали у себя стойкий навык к 2-м годам, а
многих современных детей в 3 года только собираются начинать учить
пользоваться горшком? Природой предусмотрен естественный механизм
формирования многих функций, рефлексов, и навыков. Важную роль в
развитии ребенка играют простые причинно-следственные связи (если
делать так — получишь это, если чувствуешь это — далее происходит то и
т. д.). Какую же роль в формировании мочеиспускательного рефлекса и
умения пользоваться горшком для ребенка играют одноразовые подгузники?
Как все происходит естественным образом? Рассмотрим процесс на примере
животных — млекопитающих, живущих рядом с нами кошек и собак.
Новорожденные щенки и котята часто нуждаются в материнской помощи для
мочеиспускания и дефекации. Далее процессы налаживаются, щенки и котята
испражняются самостоятельно, но еще не могут контролировать процесс.
Именно в этот момент устанавливается первая причинно-следственная
связь: сначала я чувствую данное напряжение, затем происходит
расслабление и я лежу в луже. Поскольку оказываться в луже по несколько
раз на дню холодно и противно — малыши довольно быстро учатся сползать
с подстилки «на газетку». С возрастом животные все лучше обучаются
управлять процессом мочеиспускания и дефекации, и начинают делать это в
определенное время и в определенном месте. Нечто подобное
происходит, когда ребенок одет в обычные подгузники: у малыша быстро
устанавливается причинно-следственная связь и уже к полутора-двум
месяцам такой малыш проявляет беспокойство, когда собирается помочиться
или покакать и внимательная мама может высаживать малыша над тазиком.
Ребенок в такой ситуации быстро и надежно учиться управлять процессами
дефекации и особенно мочеиспускания. Такие дети довольно рано перестают
мочиться по ночам в постель и легко обучаются пользоваться горшком.
Что происходит, когда ребенок постоянно носит одноразовые подгузники?
Момент мочеиспускания никак не отмечается, поскольку ощущения в
подгузнике до и после практически идентичны. Малыш привыкает мочиться
часто, небольшими порциями и не испытывает необходимого сигнального
напряжения, а следовательно не осознает происходящий процесс и
возможность его как-то контролировать. В моей практике встречалось
очень много детей страдающих энурезом (недержанием мочи) и многие из
них — это дети которые постоянно носили одноразовые подгузники до 2-х и
даже до 3-х лет. Так же ко мне обращаются мамы 2-х и 3-х летних
малышей, у которых трудности с приучением ребенка к горшку. Многие их
этих детей отлично понимают, чего именно от них добиваются родители —
мочиться в горшок, но они не знают, что для этого нужно сделать, так
как не понимают, как это происходит. И тогда психотерапевту приходится
за несколько недель проводить их через процесс формирования
мочеиспускательного рефлекса и научения управлять сфинктерами своего
организма (который естественным образом длится несколько месяцев).
Вторая важная вещь — психоэмоциональное развитие и соответствующее
возрасту половое созревание. На каждом возрастном этапе ребенок
проходит определенную стадию развития и важную роль в этом играет
возможность знакомиться со своим телом и процессами в нем
происходящими. Психоэмоциональное развитие напрямую связано с чувством
удовлетворения, которое ребенок испытывает в различных ситуациях.
Умение контролировать все большее число процессов — важная причина для
детского удовольствия. Малыш должен иметь возможность рассматривать
различные части своего тела, наблюдать процессы (мочеиспускания и
дефекации), и рассматривать результаты своих трудов (многие дети с
интересом не только рассматривают содержимое горшка, но и пытаются
потрогать, размазать и попробовать на вкус). Все это важные вещи в
развитии ребенка и если мы лишаем его таких возможностей мы делаем его
развитие однобоким и в старшем возрасте ему придется столкнуться с
достаточным количеством проблем. И одно мое личное наблюдение, так как у меня 2-х летняя дочка то мне
приходится довольно часто бывать на детских площадках. И наблюдая за
детьми, я заметила одну особенность, которая тоже касается вопроса об
одноразовых подгузниках: мальчики которые достаточно долго постоянно
носят одноразовые подгузники (до 2-х лет и старше) не вырабатывают
навыки поведения (обращения со своим телом) свойственные их
анатомическим особенностям. Они привыкают, что у них между ног
постоянно присутствует довольно толстая прокладка (подушка) и когда их
начинают выводить гулять без подгузников они на протяжении 2-3-х недель
нещадно бьются своими яичками о различные элементы детской площадки. У
них нет навыка правильно садиться или перелезать через перекладину и им
приходится учиться таким болезненным опытным путем.