Общение с ребенком до его рождения Для того, чтобы начать
общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его
на руки. Современные исследования подтверждают оправданность
подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом
задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит
звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния,
подобные тем, которые испытывает его мама. Перинатальные психологи уполномочены заявить…
Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая
изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время
беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные
эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии,
установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе)
беременности уже развиты практически все органы чувств: Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он
либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы
регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного
мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он
вздрагивает. Ребенок ощущает прикосновение! При
специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода
волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий
по нему луч. Малыш чувствует вкус! Во втором триместре
беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость
и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то
такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом
случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку
удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать
околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.
Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках
музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не
единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток
второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому
или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время
беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за
обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение —
обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!
Думай о хорошем — я могу исполнить! На протяжении всей
беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая
многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и
оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется
через плаценту, одной из физиологических функций которой является
обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.
Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и
дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты
его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом
обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют
развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности
мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента
начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами
начинает идти в обе стороны. Существует зависимость между
эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их
проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья,
наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы
огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины.
Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен
веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в
считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или
кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет
возможность «сообщать» маме свои состояния. Еще наши бабушки
оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их
красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы,
вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное
равновесие. Современные исследования доказывают правильность
этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время
беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был
желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у
которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего
периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему
будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными
проблемами. Не стоит беспокоиться, если вам не удалось
уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша
повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень
помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем
разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится
адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с
ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и
поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись,
наверняка продемонстрирует такие же привычки!
Источник: http://s-meridian.com/parents/pregnancy/development-child.html |