Осторожно — беби-йога! Домашние роды. Их популярность растет во всем мире. Россия — не исключение.
Когда супружеская пара решает рожать ребёнка дома, то до какой-то
степени она идет на определенный риск, обусловленный отсутствием
специального оборудования и врачей на случай, если что-то произойдет не
так. Родители берут ответственность на себя. Это их беременность, их
ребёнок, их роды и их выбор того, где провести столь значительные часы
своей жизни. В силу разных причин родовой процесс лучше идёт дома, при
отсутствии излишних отвлекающих факторов, процедур и вводимых
препаратов, когда ему позволяют идти наиболее естественно.
Естественность — это наилучшее. Не она ли является лозунгом домашних
родов? Казалось бы — да! Оказывается, серьёзный риск, связанный с
русскими домашними родами, начинается вскоре после появления ребёнка на
свет. Возможные травмы конечностей, суставов и связок, шеи, головы —
вот неполный перечень. Но надо сказать, что ни одна из этих травм не
является результатом самих домашних родов. Как же эти травмы
связаны с российскими домашними родами? Всё начинается, когда молодая
семейная пара делает первый шаг в сторону ответственного, сознательного
родительства, начиная посещать уроки подготовки к родам. Здесь родители
встречаются с другими молодыми парами, которые так же как они сами ищут
альтернативу российскому роддомовскому кошмару. Они не только хотят
лучшего для своих детей, но и готовы что-то делать пока ещё не поздно.
Многие из этих родителей не собираются рожать дома, когда поступают на
занятия. Но в течение короткого времени они узнают, что предпочтительны
естественные роды, но их в отечественных роддомах не разрешают. Очень
малый процент из них к концу беременности решается идти в роддом.
Хотя российская медицина остаётся той областью, где индивидуальное
человеческое по-прежнему регламентируется системой, но, к сожалению,
привитый поколениям менталитет проявляется не только в поликлиниках,
больницах и роддомах. Некоторые аспекты «системного подхода» к
воспроизводству и воспитанию можно обнаружить и в среде духовного
акушерства России. В основной своей массе практикующие акушеры,
связанные с организациями, в которых они ведут занятия и приобретают
опыт, очень грамотны в физиологии родовых процессов и духовных
вопросах, связанных с родами. Они верят в то, что делают и со временем
беременные пары тоже начинают верить в них. Я американская
женщина, которая провела последние два года в России, исследуя движение
за естественные роды и собирая личные истории о родах от мам и пап.
Неожиданно в самом сердце движения за естественные роды я обнаружила
совершенно неестественные практики: беби-йогу, гимнастику и
проныривание новорождённых. Моё недоумение по этому поводу оказалось
оправданным. Когда я познакомилась со статистикой расстройств,
выявленных у детей, прошедших эти процедуры, то, к несчастью, не
удивилась. Здесь речь не идёт о том постнатальном массаже, который
мягко, с любовь и пользой делается новорождённым, о естественных
упражнениях для ручек и ножек и обучении плаванию, что является
довольно распространённым в сегодняшней России. Работая в Москве,
я убедилась в том, что появилось новое поколение духовных акушеров,
которые тоже со скепсисом относятся к беби-йоге, гимнастике и
проныриванию. Они, в отличие от своих учителей, не прошли школы
Чарковского, когда его подход был единственной альтернативой роддому.
Но, к сожалению, таких духовных акушеров пока меньшинство. К тому
времени, когда беременным парам показывают видео с беби-йогой,
гимнастикой и проныриванием, они уже хорошо установились в своих
группах и уже пришли к тому, что надеются на свет в конце туннеля: на
мягкие роды и любовное воссоединение со своим ребенком, так честно
обещанные им руководителями групп. Или, возможно, просто их материнские
и отцовские инстинкты уже включились, чтобы сказать им: «Избегайте
российских роддомов! Избегайте изо всех сил!» Поэтому большинство пар
уже не уходит, хотя первоначальные реакции, вызванные видом этих
упражнений, бывают разными, включая некоторое расстройство у любого
человека со здоровой интуицией. Группа поддержки и авторитет акушеров
приводят их к вере в правильность происходящего, хотя на дальнейшем
пути они могут серьёзно раскаяться в своей доверчивости. Я видела своими глазами серьёзную травматизацию новорождённого
беби-йогой, проведённой ещё до первого успешного кормления вместо
полноценного процесса воссоединения младенца с матерью. У ребенка
пропало, а в дальнейшем так и не восстановилось, желание сосать
материнскую грудь, которое, в сущности, является желанием жить. Боже мой! Ради чего мы идём на риск домашних родов вообще? — Ради этого воссоединяющего любовного грудного кормления!
Я понимаю, что, возможно, это был исключительный случай, но в других
случаях исключительным может стать другой отрицательный исход.
Через месяц мне неожиданно пришлось стать свидетельницей дальнейшей
травматизации этого младенца, теперь уже беби-гимнастикой. Он выглядел
перепуганным, он был таким маленьким, мне так хотелось его спасти,
помочь, но я понимала, что моего мнения никто не спрашивает и мои
действия в защиту ребёнка вызовут конфликт, который, возможно, нанесёт
ему ещё большую травму. Он был совершенно крохотным — всего один месяц!
Он был слишком маленьким для этих кульбитов, сальто, кручения и тряски.
Голова болталась на младенческой шейке, ещё неспособной её
поддерживать. Человек, проводящий это, спокойно смотрел на меня и спрашивал: — Ты когда-нибудь видела обезьян? — Да, я видела обезьян в зоопарке, — ответила я. Но внутри возникло недоумение: «Причём здесь обезьяны?»
Вдруг вспомнилась виденная когда-то телепрограмма: сердитый орангутанг,
сам забитый в детстве, швырял своего детёныша, пытаясь его убить. Кроме
этого я не смогла вспомнить ни одного случая, когда обезьяны так
поступают со своим потомством. Зато я точно знала, поскольку выросла на
Гавайях, что фанаты серфинга постепенно глупеют от ударов мозгами о
волны. Всем известно, что голова у младенца очень нежна, и её
надо беречь. Для понимания этого даже не надо читать Рудольфа Штайнера
— достаточно просто обладать здравым смыслом. Возможно, именно тут и
заключена проблема. К несчастью для движения за естественные роды
в России, некоторые русские акушеры больше заботятся не о здоровье
младенца, а, о своей оригинальности. Видимо, это ответная реакция на
советский зажим индивидуальности — стремление доказать себе и другим,
что они лучше и умнее, чем простой народ с его обычным мышлением и
здравым смыслом. Некоторые акушеры, похоже, гордятся своим собственным
подходом к родам, который они вываливают на головы своих рожениц.
В этом их сходство с клиническими акушерами, которые тоже забывают, что
Бог уже сформировал Свой Главенствующий Подход, допускающий некоторые
индивидуальные различия в родовом процессе от роженицы к роженице, но
не от акушера к акушеру. Поистине талантливый акушер помогает женщине
следовать её собственной интуиции и инстинктам, а не его «талантливо»
внушённым инструкциям. Возможно, что самые туго запеленатые в
младенчестве, да вдобавок выросшие в тесных спичечных коробках,
воспитанные родителями-перестраховщикамиками в обезличивающей, зато
«обИльичивающей», школьной системе, возможно, они обуреваемы
неукротимым желанием крутить и проныривать детей только для того, чтобы
дети были другими. Не обязательно лучшими, но хотя бы пронырянными.
Если бы их беспокоила польза, то они хотя бы следили за результатами
экспериментов с этими детьми. Наверное, я просто выросла в Америке и не
привыкла всё покупать с довеском или с «нагрузкой», поэтому мне хочется
видеть только ту прекрасную работу российских духовных акушеров,
которую они проводят при подготовке беременных и принятии домашних
родов без подобных сомнительных нововведений.
Хочется здесь добавить о своём собственном воспитании. Я провела
большее число зим своего детства на Гавайских островах, где была
позволена свобода, и я могла свободно расти, как и многие мои
сверстники. Я любила лазать по деревьям, плавать в океане и в подводных
пещерах, прыгать с высоких водопадов, путешествовать в подземных
туннелях, сформированных лавой, ночевать на природе, спускаться в
кратер потухшего вулкана. Я родила обоих своих детей дома, но у
меня никогда не возникало желания подбрасывать их в воздух, макать по
пятьдесят раз в ванну, пока кровь не потечёт из носа, как я наблюдала в
Москве, или заниматься чем-нибудь подобным беби-йоге. Пожалуйста,
придумайте для этого российского изобретения хотя бы русское название,
иначе могут подумать, что оно известно ещё где-нибудь на Востоке или на
Западе. Конечно, когда мои дети чуть-чуть подросли (не спрашивайте в
каком возрасте, т. к. я училась этому не из книг), я стала подбрасывать
их вверх, плавать с ними в холодных родниках или устраивать им «полёты
с пружинки» — butt rides. Это выдумка, которую придумали мы со старшим
братом, перебрасывая толчком ног под попу своих младших через кровать,
и они летели на гору подушек, там весело смеялись и просили ещё.
Я не знаю, в результате чего появились эти неестественные процедуры:
беби-йога, гимнастика и проныривание. Стало ли причиной рождение в
сталинских роддомах, обезличенное перестрахованное детство, отсутствие
братьев и сестёр, с которыми можно было бы попрактиковать butt rides
или просто отсутствие симпатии к здравому смыслу? Что привело к
подобным программам? Откуда бы ни пришли эти практики, но они
едва ли могут иметь место в настоящем духовном акушерстве, где
Божественная Гармония выше оригинальных методик. Когда духовный акушер
принимает роды, он получает доверие и любовь семейной пары, к тому же
мама после родов совершенно открыта, и она может быть просто не в
состоянии запретить, акушеру делать эти упражнения. Даже если заранее
она хотела этого, сейчас она должна ещё раз прислушаться к своей
интуиции, чтобы избежать ошибки. Таким образом, подобные процедуры
никогда не должны быть сделаны без специальной просьбы родителей, а их
выполнение требует особой мягкости, нежности и ласки. Для тех же
акушеров, которые хотят иметь что-нибудь своё, оригинальное, русское в
пику «импортным» знаниям о естественных родах, не было ли бы гуманнее
купать новорождённых в тёплом борще или квасе, а может быть делать
сметанный массаж?