Я решила вынести в отдельную тему одно из интересных исследований.
Был задан такой вопрос:
"Если ребенок будет не на ГВ, он будет обязательно асоциален?"
А много ли проводилось исследований, коррелирующих девиантное,
асоцильное поведение детей и взрослых с их вскармливанием, а как быть с
другими факторами, на это самое поведение влияющими?
Я нашла исследование, изучавшее эту проблему.
И высказала свое мнение - что не столько грудное вскармливание связано
с асоциальным поведением детей, сколько уровень контакта матери и
ребенка. Мать, не кормящая ребенка грудью, может быть ничуть не менее заботлива, внимательна к нуждам ребенка, чем кормящая. Просто кормящей матери это гораздо легче, потому что необходимый уровень контакта обеспечивают природные механизмы, гормоны. А некормящей нужно прилагать к этому сознательные усилия.
Исследование наше, российское. Его провели в Астраханской государственной медицинской академии.
Значение грудного вскармливания и психологического единства матери и ребенка для его нервно-психического развития
Краткая аннотация.
Работа посвящена актуальной проблеме – влиянию видов вскармливания на
нервно-психическое развитие детей первого года жизни и становление
личностных характеристик подростков. Показано, что грудное
вскармливание способствует психоэмоциональному развитию ребенка и
формированию его личности, тогда как ранний перевод ребенка на
искусственное вскармливание является фактором риска, способствующим
нарушению психического развития детей раннего возраста.
Пациенты и методы
Проанализировано в динамике нервно-психическое развитие 124 детей,
находившихся на естественном и искусственном вскармливании.
Исследования проводились в детской поликлинике, детском дошкольном
учреждении (ДДУ), школе.
Для объективности выводов в
исследование взяты когорты детей двух поколений: 1988–1991 гг. рождения
(32 ребенка, находившихся на естественном вскармливании, и 30 детей –
на искусственном) и 1997–1998 гг. рождения (32 ребенка – на
естественном вскармливании, 30 детей – на искусственном). Работа по когорте 1988–1991 гг. рождения выполнялась поэтапно: • подбор групп подростков, находившихся на 1-м году жизни на искусственном или естественном вскармливании; • изучение материнского поведения в обеих группах;
• выявление детей, состоящих на учете в органах милиции, и их
распределение по группам в зависимости от типа материнского поведения.
Все обследованные дети проживали в одной местности, в условиях военного городка, в семьях военнослужащих.
В 1-ой группе было 64 ребенка, находившихся с рождения на грудном
вскармливании, длительность которого составила 15,5 ± 4,1 мес (табл.
1). Во 2-ю группу вошли 60 детей, с 1-го мес жизни переведенные на
искусственное вскармливание.
И в 1-й, и во 2-й группе у
наблюдавшихся детей были отмечены гипохромная анемия и рахит с примерно
одинаковой частотой – 15 и 17% соответственно.
В работе
использованы методы анкетирования, клинического и
психолого-педагогического обследования, а также оценка
нервно-психического развития детей в 1, 2 и 3 года жизни в соответствии
с методическими рекомендациями К.Л.Печоры и соавт.. На первом этапе
исследования проводилось анкетирование матерей. Анкеты составлялись
совместно с психологом ДДУ согласно рекомендациям по исследованию
личностных черт характера. В анкете учитывались особенности течения
беременности и родов, акушерский анамнез, наследственность, состояние
ребенка в неонатальном периоде и в течение 1-го года жизни, кроме того
отношение матери к ребенку от рождения до момента обследования, меры
воспитания и личностные черты ребенка, его поведение, способности и
увлечения. На следующем этапе работы изучали индивидуальные карты
развития детей (ф.112) и проводили опрос участковых педиатров,
педагогов ДДУ, учителей школ и матерей с целью уточнения анкетных
данных. ... Результаты исследования и их обсуждение
Выделены две группы женщин в соответствии с отношением к материнскому
долгу: «надежные» матери и матери с нарушением материнского поведения.
В эту группу вошли эмоционально нечуткие, эгоцентричные матери.
Нормальное материнское поведение включает такие составляющие, как
наличие грудного вскармливания в течение 1-го года жизни ребенка;
безотказное приспособление матерью своей жизни к нуждам ребенка, полная
концентрация внимания на ребенке с пониманием и удовлетворением его
потребностей в любви и безопасности, познании.
Депривирующая
мать не удовлетворяет в разной степени потребности ребенка.
Отстранившаяся от воспитания мать стремится полностью или частично
переложить заботы о ребенке на других людей. Она тяготилась кормлением
грудью, ребенком занималась урывками, делая все «чтобы не мешал», в
воспитании использовала непозволительные действия. Система мать–дитя в
такой ситуации отсутствует. При этом развитие детей нарушается:
отмечаются задержка нервно-психического развития и признаки
истериоформного поведения .
«Ненадежные» матери в 1-й группе составили 29,7%, во 2-й группе – 41,6% (p<0,05).
К 1-му году жизни выявлена задержка нервно-психического развития у 4,2%
детей, находившихся на естественном вскармливании, и у 7,4% детей,
находившихся на искусственном вскармливании.
Еще более
значительные различия в нервно-психическом развитии детей были
установлены в возрасте 2 лет: во 2-й группе выявлено 27,7% детей с
задержкой речевого развития и 24,7% – с признаками истериоформного
поведения, тогда как в 1-й группе эти показатели составляли 17,9%
(р<0,01) и 6,9% (р<0,05) соответственно. Истериоформное
поведение проявлялось слабой познавательной активностью, требовавшей
дополнительной стимуляции. Личностные особенности таких детей
характеризовались недоброжелательным отношением к окружающим, в связи с
неспособностью к совместной деятельности. Такие дети при малейшем
сопротивлении их желаниям громко кричат, дерутся, топают ногами, падают
на пол и начинают «биться», «делают назло», таким образом добиваясь
своего.
При психолого-педагогическом обследовании детей в возрасте 3 лет в условиях ДДУ установлено следующее:
• при проведении теста активной речи число детей, не имевших
затруднений, составило в 1-й группе 53 (79,1%), во 2-й группе – 33
(54,1%) (р<0,01);
• на долю детей, выполняющих движения без
замечаний, в 1-й группе приходилось 46 (68,6%), во 2-й группе – 27
(44,2%) человек (p<0,01);
• тест правильного выполнения
навыков в 1-й группе был положительным у 48 (71,6%) детей, во 2-й
группе – у 31 (50,8%) ребенка (p<0,05);
• сенсорное развитие
детей определялось как соответствующее возрасту у 52 (77,6%) детей в
1-й группе и 32 (51,4%) детей во 2-й группе (р<0,01).
В продолжение работы представлялось важным проследить судьбу некоторых детей.
Наблюдения показали, что 30% подростков, на 1-м году жизни находившихся
на искусственном вскармливании, из группы «ненадежных» матерей состоят
в настоящее время на учете в органах милиции, тогда как в группе
получавших естественное вскармливание этот показатель составил лишь
6,25% (p<0,01). Следует отметить, что 2 детей, которые на 1-м году
жизни находились на естественном вскармливании, также были отнесены к
группе «ненадежных» матерей . Эти дети состоят на учете в органах
милиции по поводу повторных краж, драк и хулиганства.
Выводы
1. Грудное вскармливание является положительным фактором формирования
должного психоэмоционального развития и становления личности ребенка.
2. Ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание и лишение его
грудного молока является фактором риска нарушения психического развития
детей раннего возраста. 3. Способность матерей к оценке важности грудного вскармливания указывает на адекватные психологические особенности их личности: среди женщин, вскармливающих детей грудью, реже встречаются депривирующие матери.
4. Эмоциональная холодность матери в процессе вскармливания – фактор
формирования отрицательных личностных особенностей детей в отдаленном
катамнезе.
Материалы взяты с сайтов: http://community.livejournal.com/deti_v_semje http://omama.ru http://www.akev.ru/ http://www.rojana.ru/ http://www.loskut.ru/ http://www.mam-home.ru/ http://mama-city.ru/ http://www.molochko.info/ http://www.breastfeeding.org.ua/ http://www.mother.ru/grudnoe/ http://am-am.info/ http://s-meridian.com/parents/ http://posobie.info/forum/viewforum.php?f=24 http://mama.tomsk.ru http://www.missfit.ru/mammy/feeding/ http://www.eka-mama.ru/blog/13-blog/1655.php |