Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит посасывая. Заснув
глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается, и
прикладывается при пробуждении. После сна он может некоторое время
бодрствовать, например, час - полтора. Во время бодрствования он может
ощутить 2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания
пописать, и призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает
свои делишки. Потом он захочет спать , ощутит дискомфорт и,
приложившись к груди, опять уснет посасывая. Через какое-то время он
проснется и приложится опять. Потом снова немножко "погуляет”. И через
какое-то время опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка,
кормящегося по требованию, различны по продолжительности и по
количеству. Снов может быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут
от 5-15 минут до 2-2,5 иногда 3х часов. "Вокруг” каждого сна малыш
прикладывается к груди, и прикладывается между снами несколько раз. На
ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в под утренние часы начинает
возиться и прикладываться. Под утро он почти никогда полностью не
просыпается. Малыш спит, время от времени, посасывая мамину грудь.
Просыпаясь утром, малыш опять прикладывается к груди. Если посчитать
все случившиеся прикладывания у малыша месячного возраста, то
получается примерно 16-20 прикладываний. Так ведет себя новорожденный
человеческий детеныш, если ему дается возможность вести себя в
соответствии с физиологическими и психологическими потребностями,
заложенными, кстати сказать, генетически. Ребенок первых месяцев жизни
не отделяет свою личность от личности матери и от ее груди. Мама и ее
грудь, и все что с ними связано, являются вселенной малыша и им самим.
В большинстве случаев, современная женщина, боясь "приучить ребенка к
рукам” стремиться ограничивать его просьбы в сосании. На помощь в этом
деле ей приходят пустышка и бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже
можно сосать… Потребность в сосании вроде бы удовлетворена. Но только
не удовлетворена потребность в общении с матерью во время сосания,
разрушена своеобразная цепочка взаимопомощи и сотрудничества между
мамой и малышом, нарушается формирование материнской привязанности и
сосредоточенности. Заметна ли для читателя разница в двух действиях:
малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала покачивать
или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть даже и со
словами "Ну что ты плачешь, мое солнышко?” Современная
женщина, дающая пустышку и качающая коляску, не является плохим
человеком, сознательно причиняющим вред младенцу. Она просто находится
в плену предрассудков, касающихся отношений между матерью и малышом.
Она не знает, как вести себя правильно, не знает, что нужно делать в
соответствии с природными потребностями ребенка. Если ей рассказать,
что ребенку нужно на самом деле, она в ужасе воскликнет: "Это что же, с
рук его не спускать?! ” Действительно, ребенка первых месяцев жизни
необходимо не спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить
ребенка, и не умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и
даже двигаясь) это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не
уверенна в правильности своих действий.
Действие, которое должно стать автоматическим для мамы новорожденного:
при плаче ребенка или другом выражении беспокойства – приложить малыша
груди. Малыш растет. У него начинает формироваться довольно
устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев ведет себя уже совсем
не так, как новорожденный. Кормления по требованию в этом возрасте
выглядят примерно так: В три месяца у малыша 10-12
кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Остаются частые прикладывания на
непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться
длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает
очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв составляет 2,5-3,5 часа. К
этому возрасту тело младенца заметно округляется. В четыре месяца
малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления
связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во
время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него
появляется довольно точный ритм кормлений. А многие малыши перестают
прикладываться к груди при пробуждении после дневных снов иногда уже с
2,5-3 месяцев. В пять месяцев у малыша бывает 8-10
дневных кормлений и 2-3 ночных, прикладывания также как и на четвертом
месяце жизни, организуются около снов – малыш ест, укладываясь спать и
некоторые малыши сосут во время пробуждения. В шесть месяцев
изменяется ритм кормлений. Наиболее активное сосание смещается на
последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период
дневного бодрствования можно условно разделить на два периода:
утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к
груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей
сложности может быть 7-10 дневных прикладываний и 3-4 ночных. В этом
возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей –
педагогический прикорм. Иногда появляются прикладывания, связанные с
введением прикорма, малыш "запивает” маминым молочком пробы новой пищи.
Но многие дети не хотят запивать прикорм. Когда ребенку, кормящемуся по
требованию, начинают вводить прикорм, никогда не имеется в виду
замещение кормлений прикормами. Это невозможно практически, т.к.
основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины завтраки, обеды и
ужины, во время которых малыш знакомится с новой пищей, располагаются
между снами малыша, во время его бодрствования. В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же. В восемь месяцев
меняется ритм кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную
активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное
время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных
кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение дневных кормлений
малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности
ночных кормлений до 6 раз. Во втором полугодии малыши, которые
переставали прикладываться к груди при пробуждении после дневных снов,
опять вспоминают эту привычку. Дневной сон малыша на втором полугодии
жизни, а также в районе года и старше выглядит примерно так: малыш
засыпает посасывая, спокойно спит некоторое время, например 1-1,5 часа,
потом начинает ворочаться, возиться, беспокоиться, в этот момент мама
ложиться рядом, дает ему грудь и малыш может досыпать 10-15-30 минут
посасывая. Мама вполне может использовать это время для собственного
отдыха – полежать, почитать, пока малыш досыпает посасывая. Знакома с
мамой, любительницей вышивать, использовавшей это время именно для
вышивки …
В девять- десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В
дневное время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же
прикладываний по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для
прикладывания. Если во время активных действий по освоению мира малыш
набивает шишку или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут
быть ситуации, когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв.
В ночное время сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает
сосать грудь под утро в период между 3 и 8 часами. В одиннадцать месяцев
у малыша уже может быть 2-3 полноценных прикорма. Приобщение к пище
взрослых в сознании ребенка не связано с грудным вскармливанием:
прикладывания к материнской груди это нечто иное, чем стремление
насытиться понравившимся продуктом. Как правило, после того, как малыш
поел, он испытывает необходимость приложиться к груди. Число дневных
кормлений сохраняется у ребенка прежним, но увеличивается число
кратковременных прикладываний. Сохраняются активные подутренние
кормления между 4 и 8 часами утра. В десять-двенадцать месяцев
малыш, если он уже ходит, иногда может прикладываться к груди каждый
раз, когда подходит к маме, т.е. примерно каждые 15-30 минут.
Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное сосание. Поэтому, если
мама говорит, что в год ребенок сосет один-два раза в сутки, это
значит, что кормления по требованию ребенка там нет. Там есть введенные
со стороны мамы ограничения, с которыми малыш смирился. Он относится к
сосанию груди, как к еде, для засыпания или успокоения сосет пустышку
или пальчик, или засыпает просто так, ничем не успокаиваясь.
В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также. В возрасте полутора лет
может оставаться уже один дневной сон, поэтому прикладываний, связанных
со сном становится меньше. Сохраняется под утреннее сосание. Малыш
очень свободно обращается с маминой грудью. Иногда бывает, что он
подходит пососать просто из удовольствия. Например, так: подходит,
лезет на колени, заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает
копошиться в рубашке, получает грудь, улыбается груди, присасывается
секунд на 30 и уходит. Что касается числа кормлений в сутки
при кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не
бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в
основном они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет
прикладываний может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4,
а остальные – кратковременные прикладывания по разным поводам.
Предлагаю всем мамам, читающим этот текст, – не считайте прикладывания,
не замечайте их длительности. Прикладывайте ребенка, так часто, как он
просит, тогда, когда Вы чувствуете в этом необходимость. У
мам, не представляющих грудное вскармливания без оглядки на часы, может
создасться впечатление, что при кормлении по требованию мама ничем не
может заниматься, а только кормит ребенка. Это не так. У мамы после
рождения грудного малыша начинается другая жизнь, она называется жизнь
с грудным ребенком. Вот и все. Ребенок находится при маме, а не мама
при ребенке! Почувствуйте разницу ! Надо уметь организовать свой быт
по-другому, в первые месяцы, конечно же, очень нужна помощь близких. В
традиции многих народов был обычай первые 40 дней после родов
отстранять женщину от любых работ по дому и хозяйству, она занималась
только ребенком. У некоторых народов предметы, к которым прикасалась
мама новорожденного, считались "нечистыми”, поэтому маму предпочитали
ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный "угол” дома,
где ей никто не мешал и она никому не мешала. У славян такой
ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам
начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое
подобие "режима”, мама становится более свободной. Для мамы,
не представляющей кормлений без оглядки на часы, и уверенной в том, что
"правильный” ребенок, это ребенок все время тихонько лежащий в своей
кроватке, кормление по требованию окажется сплошной нервотрепкой. На
много легче такой маме станет, если она перестанет смотреть на часы и
привяжет к себе младенца большим платком или воспользуется лоскутным
держателем (слингом). Ей станет легче в том случае, если она перестанет
бегать между детской и кухней, а возьмет малыша с собой на кухню и
будет носить его вместе с собой по дому, занимаясь хозяйством, в
коробке, люльке, специальном креслице, если будет стараться не отложить
его почаще, а взять на руки при первой возможности, откладывая малыша
только в случае крайней необходимости и не на долго. Грудное
вскармливание не равносильно домашнему аресту. В условиях современного
общества можно организовать выход кормящей мамы на работу примерно с
6-ти месячного возраста малыша. В случае необходимости можно начать
работать с 4хмесячного возраста, но, конечно же, лучше не каждый день в
неделю и не полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на
работу входит в обязанности консультанта по грудному вскармливанию.
Иногда, консультируя мам по вопросам грудного вскармливания, я
предлагаю им забыть на секундочку, что живут они в 21 уже веке.
Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю, что они будут
делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить? Если вы идете
через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание хищников, как
сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что вы ему
дадите? К чему привык младенец, за тысячи лет своего существования? К
тому, что он спит на маме, пока она бредет по лесу с палкой- копалкой в
поисках корешков, и просыпается тогда, когда мама останавливается. Раз
мама остановилась, значит, есть время проснуться и пососать. Поэтому и
сейчас ребенок хорошо спит, привязанный к маме лоскутным держателем,
просыпается, когда мама, сделав несколько дел по дому, садится в
кресло, что бы заняться малышом.
Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру, разобидится, скажет, что она
цивилизованное существо. Но подумайте, пожалуйста. Человечка,
материнскую грудь и материнское молоко создавала эволюция в течение
миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское питание создал
прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного вскармливания
утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к искусственному
вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически. Материнская
грудь не будет образовывать достаточные количества молока при 6-7
прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая человека,
как млекопитающее существо, что наступит время, когда потребность в
прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет каких-то пустышек
и сосок. Изменения, происходящие при формировании личности
ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в процессе
длительного грудного вскармливания, отмечаются современными
исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус.
Лучше бы их не было, этих изменений. Грудное вскармливание
важно не только для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления
ребенка по требованию, изменяются чувства женщины, формируется более
устойчивая привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к
нуждам малыша. Более глубокая привязанность и понимание сохраняются не
только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для наглядности,
представьте, что происходит с чувствами женщины, если она пытается
"выдерживать” ребенка, терпит его плачь, беспокойство. Что становится с
женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень популярной
книжки для родителей: " Подойдите к ребенку, если он плачет больше 15
минут”? Если говорить абстрактными формулировками, то
человечество заинтересованно в возрождении практики естественного
вскармливания. Возрождение этой практики невозможно без осознания
мамами истинных причин потребности ребенка в прикладывании к груди. Лилия Казакова,педиатр, консультант по грудному вскармливанию
Источник: http://www.akev.ru/ |