Детские игрушки: вредные и полезные Белая, пушистая, ужасная.
Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел
тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без
определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем
обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника.
То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог
объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком
прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то
с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма —
беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему
мнению, они снабжали его сверх меры. Другая знакомая, как раз
детский психолог, недавно вернулась из детского супермаркета в
расстроенных чувствах: «Там продают белых меховых лягушек! Я даже не
поняла сначала, что это за зверь, но на ценнике указано: „Мягкая
игрушка «Лягушка» для самых маленьких". То есть мало того, что ребенок
наглотается ворса,— так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты
шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»
Бесспорно, хороших игрушек сегодня много, но от некоторых даже у
далекого от психологии и педагогики человека ворс встает дыбом. Школа начинающего маньяка. Антиигрушка это или нет, зависит порой даже от выражения глаз...
На международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор
игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки
позволяют детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами
вспороть брюхо посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на
свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т. д.».
Стилистику оставим на совести производителя, а вот, простите за
тавтологию, внутреннее наполнение не может не вызвать пристального
интереса психиатра. Просто какое-то пособие для юных Чикатило.
Педагоги считают, что изучать анатомию живых существ надо в
определенном возрасте, когда психика ребенка готова к восприятию такой
информации.
Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла
реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы
ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о
вреде которых уже не раз говорилось. Конечно, затея понятна:
воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей
пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из
детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать»,
и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И
у ребенка, и у родителей. Что же сегодня продают в магазинах
игрушек? Давно вышедшая из детского возраста корреспондент Вера
Абраменкова, доктор психологических наук, заместитель председателя ФЭС
при Министерстве образования, отправились в один из обычных магазинов
для детей, чтобы провести блицэкспертизу его ассортимента на предмет
полезности, бесполезности или потенциального вреда. Мы не увидели
конструкторов, равно как и мозаик, кубиков, азбук и т. п. Зато не
меньше трети помещения занимали «победители вампиров», всяческие воины,
«борцы с привидениями», присмотревшись к которым, корреспондент
отпрянула к стеллажу с плюшевыми мишками. Нервную систему надо беречь,
не дай бог, ночью приснятся. Неестественный отбор. Кто здесь антиигрушка, комментировать, наверное, не нужно.
Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по
каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос
показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка,
собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической
полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок
прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно
имеется? Срочно купить! Один из наиболее весомых мотивов для
покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если
он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)».
Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом
мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас
чайники не собираются! Еще один вариант — «куплю, только
замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у
моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не
было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице
привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень
осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего
барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными
на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не
соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане,
спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби —
куклы Синди — к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней
девочки-подростка. При перечислении критериев выбора игрушек
мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей,
которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов,
мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные,
проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически
безграмотные. Середины нет.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/ |