Если сын играет в куклы Большинство родителей уверено, что
кукла - это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики 2-3 лет с
удовольствием играют с куклами: носят на руках, кормят и укладывают
спать. Одним словом, ведут себя так же, как их ровесницы. Пап нередко
шокируют такие игры: появляются ироничные взгляды, осуждающие
высказывания, а то и прямые запреты. В действительности же ничего
предосудительного или настораживающего здесь нет. Ребенок,
будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении
человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки,
безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с
предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное
развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля,
любознательность, способность понимать себя и других формируются именно
в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка. Кукла
дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и
эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку,
как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое
имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном
возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого:
"оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и
действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и
взаимодействовать с другими людьми. Функции куклы
разнообразны. Например, с ней малыш может проигрывать различные
конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании
ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия,
которые встречают осуждение взрослых, ребенок вручает кукле: ругает ее
за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того,
такое отыгрывание является психологической защитой малыша.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает
вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В
таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра
дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть
и в других играх. При строительстве поезда или самолета куклы могут
быть пассажирами. В игре в школу - учениками. Малыш имеет возможность
примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный
опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую
возможность. Иногда малыши называют игрушку своим именем:
мальчик Тёма крепко прижимает куклу к себе и, открывая дверь в темную
комнату, говорит игрушке: "Тёма, пошли!". И тогда у него появляются
силы зайти в темноту, взять корзину с конструктором, спокойно и
уверенно вернуться. Страх побежден, в глазах - торжество. В этом случае
игрушка буквально становится вторым "я" и наделяется бесстрашием,
которым пока не обладает сам ребенок. Поэтому и мальчикам, и девочкам
необходимы куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их
положительными и отрицательными качествами, и делиться какими-то
радостями или горестями. Однако во взаимодействии ребенка с
куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы
"отпечатывается" в ребенке. В этом смысле образы многих современных
кукол, как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего.
Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против
этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен,
трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа.
Многие куклы для девочек "списаны" с подростков, сосредоточенных на
нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко
заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают
развитие ребенка. Парадоксально, но для девочек и мальчиков
кукольный мир по-разному представляет образ мужчины. У девочек - это
нежный женственный Кен и другие "принцы в голубом", у мальчиков же -
брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит
потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто
разочаровываются друг в друге. В игре же пол куклы занимает отнюдь не
главное место. Точнее сказать, самой кукле вообще не обязательно иметь
пол: ребенок сам наделит ее теми качествами и признаками, которые ему
необходимы. Кукле совершенно не нужны детально проработанные половые
признаки, поскольку в игре главное - человеческие отношения, а не
четкая дифференциация по половой принадлежности. Более того, такая
детализация часто является травматичной для ребенка, акцентируя его
внимание на не понятных пока вещах. Ребенок, мальчик или
девочка, прежде всего человек, а куклы способствуют развитию именно
человеческого в ребенке. Освоение отношений между людьми, понимание
своих и чужих эмоций, чувств, желаний, безусловно, нужны любому,
живущему в человеческом обществе. И посему не лишайте мальчиков игр с куклами - для них это абсолютно необходимо.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/ |