Какой должна быть полезная детская игрушка? Нормальное
детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой,
которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир,
формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои
чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны,
игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих
детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор
игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела
зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с
традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые,
невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и
т. п. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как
выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка
разобраться в этом непросто. В большинстве случаев игрушки выбираются и
покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних,
поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины,
стоимости, желания угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки, ее
педагогическую "полезность" родители либо вовсе не учитывают, либо
целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет
все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены
однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!)
игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет. Поэтому
при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и
санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое
влияние на развитие ребенка. Начнем наш разговор с того, для чего нужны игрушки и что каждая из них может дать для детского развития.
Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности.
Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как
внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект
определяется прежде всего характером игрового действия. Этот аспект
должен отчетливо осознаваться при покупке игрушек: выбирая ту или иную
игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.
Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры
дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую
игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в парикмахера, в
магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и
удерживать игровую роль (халат, руль для машины, милицейская фуражка,
красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные
игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).
Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные
игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми
персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со
всевозможной кукольной утварью. О куклах хотелось бы поговорить
подробнее. Дело в том, что в последнее время кукольный мир
наших детей стремительно меняется. Появляются куклы все более
детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие
самостоятельной жизнью. Например, выбор ставших уже традиционными Барби
сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой,
Барби на велосипеде, Барби на лыжах, Барби - учительница географии и т.
п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор и
соответствующих аксессуаров (например, к собачке - поводок, мисочка,
щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо
придумывать - нужно просто открыть коробку и использовать все это
богатство по назначению. Вершина натурализма - кукла, ожидающая малыша:
"дверца" в животе открывается, и оттуда достается ребенок-малыш со
всеми анатомическими подробностями. В самое последнее время
Барби "успешно" дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ
жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным
взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами. К ним тоже почти
всегда прилагается богатый набор всевозможных атрибутов: зеркало,
помада, мобильник, карманный компьютер, гардероб в стиле унисекс,
аксессуары и мебель бизнес-леди. Иногда в такие наборы включаются еще и
буфет с баром, шикарный автомобиль, мотоцикл или велосипед и т. п.
Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно
воспроизводящие живого младенца (Baby born). Розовое тельце со
складочками, перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию
настоящего новорожденного. Они "умеют" кушать и справлять естественные
надобности. Такие пупсы технически совершенствуются буквально на
глазах. У них появляются растущие зубы, которые можно "задвинуть"
обратно, раздувающееся (и затем уменьшающееся) тело. Особо впечатляют
интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной команде или
сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные
действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет
обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на
него. "Вот кто станет твоим настоящим другом!" - написано в аннотации.
Другой пример - робот, изображающий эстрадного певца: при нажимании на
разные кнопки он с горящими глазами-лампочками начинает очень громко и
надрывно петь шлягеры на разных языках, со страшной скоростью
передвигаясь при этом по полу. Выглядит впечатляюще и забавно.
Совершенно шокируют так называемые наборы визажиста. Это женская голова
(в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве
тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству.
Разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже
прилагаются. Хранятся они иногда внутри (!) головы, которая открывается
как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости
действия воссоединения и разъединения. И таких "новых кукол"
появилось достаточно много. Это и разного рода трансформеры, и монстры,
и покемоны и т. д. Все они обладают известной привлекательностью и для
детей, и для взрослых, кажутся очень современными, поскольку хорошо
оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внешний вид и
соответствуют последним модным тенденциям. Как же относиться к этим
новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Что они
несут ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к
существу кукольного вопроса и посмотреть - что такое кукла и для чего
она нужна дошкольнику. Кукла - это прежде всего образ
человека. Эта игрушка больше всего вызывает и оживляет представление
ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в
детской игре может и должна действовать как человек. Осуществляя
действия с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой
опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия
знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит
одновременно два взаимосвязанных, но противоположных процесса. С одной
стороны, ребенок вкладывает в уста и "организм" куклы свои слова,
мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его
внутреннего мира, его своеобразным "рупором". С другой стороны, та же
кукла задает образ человека, который становится для малыша моделью для
уподобления, образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в
сознание ребенка "входят" представления о человеке и связанных с ним
категориях (красивом и уродливом, хорошем и плохом, добром и злом).
Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым
воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным,
усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она
обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для
воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно
отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той
благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии.
Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко фиксированные
человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое -
это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка.
Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают
малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное - то,
что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Если дошкольник
с хорошо развитой игрой еще может быть в некотором смысле независим от
навязываемого образа и способен развивать собственную игровую линию, то
дети с неразвитой игрой (а таких сейчас большинство) воспроизводят
именно тот характер поведения, который выражен в кукле. Заданный образ
так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это
всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это
нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и
соперничество. Данная тема в известном смысле дополнена новинкой -
куклой Bratz, для которой дом - это всего лишь компьютерный стол и бар,
а досуг - далекая от домашних забот молодежная "тусовка" на "крутых"
автомобилях. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку
условных рефлексов: чтобы он засмеялся - нужно нажать на голову, чтобы
начал танцевать - качнуть один раз, заплакал - качнуть три раза и т. п.
Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком
натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или
половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности
действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е.
играть. Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: что и
как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям
остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что
они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и
развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная
насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом
остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Вместе с тем
дети быстро привыкают к таким красивым и "укомплектованным" игрушкам и
просят их еще и еще. Ребенок, получающий все новые и новые игрушки
подобного рода, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует
ими. Он начинает зависеть от того, что "заложено" в такой игрушке, и
охотно подчиняется ее требованиям. Ребенку кажется, что он манипулирует
игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные
действия. Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от
детской творческой игры в сторону потребительства и механического
использования заложенных кем-то операций. В последнее время
все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр:
компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не
хотят и не могут преодолеть "магнетизм" этих занятий, они оставляют
друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя,
таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно
предположить, что первый шаг к подобной независимости - это игра с
игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные
"правила игры". Еще одна опасность, которую несут последние
достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы.
Дело в том, что через игру с человеческими образами формируется модель
поведения ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры.
Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей в раннем и
дошкольном возрасте. На этот феномен, к сожалению, обращается крайне
мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен, поскольку
непосредственно оказывает глубокое формирующее физиологическое
воздействие на телесный облик ребенка. Приведем для примера
интересный случай. Девочка трех с половиной лет получила в подарок
тряпочную куклу, сшитую мамой. Мама торопилась и недостаточно тщательно
сделала кукле глаза и рот. В результате лицо получилось несколько
асимметричным, глаза разной величины. Кукла очень полюбилась девочке,
она назвала ее своим именем, играла с ней, укладывала к себе спать.
Спустя пару месяцев мама заметила, что дочка прищуривает тот глаз,
который у куклы получился меньше, и немного кривит рот. Пришлось
переделать лицо кукле. Через некоторое время в мимике дочери
искривления пропали. Замечено, что дети воспроизводят
выражение лица, позу и осанку любимой куклы. Иногда они потирают или
почесывают поясницу или спину в том месте, где у любимой куклы штамп
изготовителя. Такое проецирование и телесное подражание объясняется
тем, что ребенок именно в первое семилетие жизни пластически строит
свое тело. Внешнее воздействие запечатлевается не только в его
сознании, но и буквально в организме. Впоследствии эти запечатленные
воздействия будут только расти со всеми правильностями и
неправильностями, заложенными в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому
"страшное", агрессивное или надменное выражение лица куклы, недостатки
ее фигуры могут прилипнуть к вашему ребенку, буквально "впечататься" в
него. Получается, что от вашего сознательного подхода к выбору куклы
зависит как душевное, так и телесное здоровье собственных детей.
Однако куклы, хотя и важные, но далеко не единственные игрушки, нужные
дошкольникам для игр. Кроме них, существует огромное количество других
игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы,
пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п. Все они,
безусловно, необходимы детям и могут принести им не только
удовольствие, но и пользу для развития, поскольку способствуют развитию
интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Однако
развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как
ребенок может делать с ней.
Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от
многих качеств игрушки. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных
свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый
слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и
телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для
детской активности. Но такое "разнообразие" дезориентирует малыша - он
не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить,
разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полноценное
выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить
что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не
посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в
полной мере слоном, поскольку он - телефон на колесах. Гораздо полезнее
было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ребенку
три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
В последнее время появляется большое количество новых необычных,
интересных по замыслу наборов для детского творчества. Такие наборы
предполагают разнообразные продуктивные виды детской деятельности:
вышивание, составление узоров или фресок из крупы или цветного песка,
изготовление гравюр, рисование красками на любых поверхностях (стекле,
глине, ткани и т. п.). К сожалению, подобные наборы слишком
ограничивают выбор материалов для самостоятельной свободной творческой
деятельности детей. А ведь именно такая деятельность в наибольшей мере
развивает творческие способности ребенка и самостоятельность мышления.
Большим разнообразием отличаются современные конструкторы. Различные
варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий конструктор
"Такеши", разные виды "строительного материала" - от мелких наборов до
крупногабаритных конструкций, - все они, безусловно, полезны для
дошкольников, в том, конечно, случае, если позволяют самостоятельно
создавать разные постройки и конструкции - домики, мебель, замки, парки
и т. п. Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут
впоследствии включены в игры - с куклами или с друзьями.
Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки.
Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она
должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает
ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения детей
и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота
игрушки, ее сложность, богатство деталей или же описанное в аннотации
развивающее значение. У детей несколько другие "приоритеты". Они могут
предпочитать ту или иную игрушку, потому что видели подобную у своих
друзей. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это
возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если игрушка
вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать
различные части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок
захочет скорее взять ее в руки и начать игру. Чтобы игрушка
несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной,
но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка.
Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные
действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не
игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но
жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как,
например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то
сама игра окажется просто упражнением или времяпрепровождением, а не
активной, творческой деятельностью. Чем более определенной по способу
употребления и завершенной по своей конструкции является игрушка, тем
меньше она оставляет простора для детского творчества. С игрушками,
напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего
придумывать и воображать. Игрушки, более простые в конструктивном
решении и менее определенные в способах действия с ними, допускают
широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен
быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение,
вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть
максимально открытой для преобразований. Такие универсальные и
популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные
куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей
простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и
тысячи новых комбинаций с ними. Таким образом, открытость для
разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для
хорошей игрушки.
Игра ребенка должна быть самостоятельной (конечно, когда он уже умеет
играть). Поэтому игрушку нужно рассматривать как особый предмет,
позволяющий малышу ощутить уверенность в своих силах, как опору для
самостоятельных действий детей, помогающую им ощутить собственную
компетентность и автономность. Материал игры должен позволять
постановку и самостоятельное разрешение все более сложных задач.
Наличие в игрушке не только "загадки", но и подсказки вызывает к ней
интерес и желание действовать. Предмет игры должен содержать понятные
для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве
примера можно привести такие известные народные игрушки, как пирамидки,
матрешки, вкладыши, которые сами "подсказывают" правильный способ
действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не
имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают "подсказки" для
самостоятельных действий и скорее испугают их, чем вызовут желание
играть с ними. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие
задачи и ориентиров для ее решения - важное качество игрушки,
стимулирующее детскую активность. Итак, действия ребенка с
игрушкой должны быть осмысленными, вариативными и самостоятельными. Все
эти требования к игрушке родители могут использовать при выборе нужного
предмета для игры детей. Важно, кроме того, оценивать также технические
качества игрушки: ее прочность и качество изготовления. Если у машинки,
скажем, отваливаются колеса, а у куклы вылезают волосы или болтается
голова, это сделает невозможной нормальную игру с ней и принесет малышу
серьезные переживания. И наконец самое главное. Ни одна
игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его
способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или
мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если
ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание
думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие
игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера
игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит,
полезной.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/ |