Непродажные игрушки Столь символическое название для статьи
выбрано не случайно. Именно так можно назвать то, что своими руками
создают для детей их родители. Взрослый берет лоскут ткани и
несколькими движениями превращает его в зайца с зайчатами, в белку,
мальчика, или старушку, а потом придумывает о них самые увлекательные
истории. Это и есть тот таинственный момент, когда детская фантазия
одушевляет лоскуток ткани, делает его живым существом со своим
"характером и манерами". Тогда рождается тонкая связь между малышом и
взрослым, которому открываются некие тайны мира детской игры и
фантазии. И это не имеет ничего общего с рынком игрушек и миром
бизнеса. Тайны тряпичных кукол Нынешние
взрослые (мамы и педагоги - те, с кем доводилось обсуждать тему детской
игры на семинарах и в частных беседах), вспоминая свое детство,
рассказывают о своих детских играх. И самые яркие воспоминания - об
играх на чердаке в бабушкином доме с разной домашней утварью и
тряпками, которые в играх обретали новую жизнь, о целых семьях куколок
из соломы, о найденных на прогулке шишках и их удивительных
превращениях в маминых руках, о тряпичных куклах и самодельных волчках.
Что же такое таится в самодельных игрушках? Это нечто,
благодаря чему они стоят особняком среди прочих игрушек, абсолютно
отличаются от изготовленных промышленным способом. Присмотревшись к
процессу сотворения тряпичной куклы, вязанного мячика или кораблика из
куска коры, можно заметить одну интересную особенность. А именно, что
взрослый увлечен, поглощен именно ЭТОЙ вещью, именно ее сотворением.
Вместо бездушного конвейера есть тепло и забота человеческих рук. Будь
то простая узелковая игрушка или сложная в изготовлении тряпичная кукла
- в нее вложена часть души, и опыт в рукоделии здесь не имеет значения.
Нередко на методических занятиях в группе встречаются одна -
две участницы, которые проявляют активность во время теоретической
части, а в начале практической говорят: "Я в жизни ничего не шила,
вязать-мастерить не умею, у меня вообще не ничего никогда не
получалось! Попробую, сделаю и вам тут оставлю". Каково же бывает их
удивление, когда из-под рук выходит ладная, теплая и уже любимая
игрушка. Дорогая, как собственное дитя. И вот через некоторое время
можно услышать следующие наблюдения: "Тяжеленькая, мягкая, теплая кукла
пробудила у моих детей удивительную привязанность. Пришлось сшить еще
одну. Как приятно видеть, как они играют, ухаживают за куклами и, уютно
устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе". Когда ребенок
видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и
"мастером" возникает особая связь. Шерсть, ткань, дерево - настолько
простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что
там внутри. А если случилась поломка или игрушка "заболела", то ее
легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек).
А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не
расставаться с любимыми игрушками. Парадоксы "любви"
В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого
персонажа или предмета. И забота о наличии всего необходимого у
любимого чада подталкивает родителей к покупкам очередных игрушек. Но,
может быть, стоит на минуту задуматься? В этом ли заключается
деятельная любовь? Ведь всем нам в жизни не раз встречались ситуации,
когда именно отсутствие необходимого заставляло творчески отнестись к
процессу - придумать, изобрести недостающее, сделать из подручных
средств. Дети часто именно так и поступают, если им не мешают взрослые
своим поспешным финансовым участием и обещаниями.
K сожалению, в наше время обеспечение ребенка игрушками все больше
связывается с наличием средств и бессистемными покупками все новых и
новых игрушек. При этом родители очень часто сетуют на краткий интерес
к, казалось бы, желанным вещам, на их недолгую жизнь в исправном
состоянии и необходимость новых покупок. В чем же дело? Не в нашей ли
душевной лености? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс,
какое направление даст игре, во многом зависит от родителей. Главный
мотив взрослых: игрушка до мелочей должна повторять настоящую вещь. А
ребенку остается только наслаждаться ее совершенством. "Я такого
совершенства достичь не в состоянии, да и зачем? Сапоги должен тачать
сапожник, а пироги печь - пирожник. Игрушки надо покупать!". Вот и
получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не
чувствуется человеческого труда, и в которых все уже продумано и
проделано за ребенка: паровозик сам ездит, музыка играет, кукла сама
говорит и смеется, у нее есть наряды, украшения и все необходимые
мелочи для дома, она не нуждается в заботе и опеке. Между тем
истинное участие, соответствующее детскому подспудному ожиданию и
глубокой душевной потребности заключается в другом. В проявлении
родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах в
виде умных советов, а на самом что ни на есть практическом деле, что
называется, здесь и сейчас. Когда в присутствии ребенка изготавливаются
игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в
его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению
именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств -
это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение
превращать дети ценят во взрослых больше всего. Выберем ли мы
простую куклу, зверушку, машинку - игрушку, снабженную минимумом
деталей, без излишних подробностей и технических возможностей?
Отважимся ли сами сделать для ребенка ветряк-вертушку или куклу, лук со
стрелами или фонарь? Чаще всего нет. В результате получается, что
потребительское отношение к жизни, бездеятельность и леность мы
закладываем в своих детях сами. А ведь возможен и другой подход: "Да,
мир несовершенен. Но его можно делать лучше, удобнее, уютнее, и я
помогу тебе в этом". Руководствуясь этим принципом, двигаясь малыми
шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать то, чего еще нет.
Именно создание того, чего еще нет, и называется творчеством. Двигаясь
малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать что-то. Тут не
обойтись без фантазии. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые
скорлупки. У куклы должна быть своя куколка - сделаем из носового
платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет
готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а
кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик. Новые приключения покрывала Давайте уже сегодня сделаем первые шаги на пути к новой, интересной домашней жизни, наполненной фантазией.
Первое: мы предлагаем вам пересмотреть то, с чем играет ваш ребенок. Вы
с удивлением можете заметить, что это могут быть и не игрушки, а что-то
из домашнего имущества или кажущегося мусора. Если ничем таким он в
своей игре не пользуется, то вам есть над чем поработать! И это
замечательно! Сколько нового и интересного вам откроется! Подумайте,
что вы можете разрешить малышу брать для игры или передать в детское
пользование насовсем. Итак, все, что вы намерены смастерить
или приспособить для игры - это игрушки, хотя их и не встретишь в
продаже. Более правильное их название - игровые материалы: - лоскуты однотонных тканей красивых оттенков разных размеров - от довольно больших до очень маленьких; - подушки и подушечки; - столы, стулья и скамейки;
- чурбаки из веток и древесных стволов различных размеров и форм,
изогнутые сучья, коряги, обработанные наждачной бумагой и воском; - шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки, пучки веток или соломы, разложенные по небольшим корзинкам-коробочкам; - корзины, непряденая овечья шерсть, шнуры, сплетенные или связанные из пряжи.
Добавьте к этому списку многое-многое другое, что может становиться
игрушками по воле фантазии ребенка. Ветвистый сук может стать рогами
оленя, а если на него накинуть коричневый или зеленый лоскут, то он
будет горой. Кусок коры может быть корабликом, рубанком, педалью
автомобиля или крышей домика. Лоскут темно-синей ткани становится
озером, а если его свернуть в узкую полоску, то полотном железной
дороги. А если это маленький лоскуток, то он может стать бельем для
кукольной кроватки, плащом для куколки, а в опытных руках - волшебным
образом превратиться в узелковую куколку или зверушку. И это лишь
несколько возможных идей. То, что эти предметы оставляют простор
для детского воображения и открыты для всевозможных чудо-превращений -
их главный признак и несомненное достоинство как игрушек.
Список достоинств можно продолжить. Для игры с такими игрушками
практически не существенен возраст ребенка. А в том, как ребенок с ними
играет, становясь все старше, как раз и проявляется его развитие -
игрушки растут и развиваются вместе с ним, обретая все более
совершенные игровые образы. Столы, стулья и ширмы, покрывала и
лоскутки, коряги и чурбачки - все они дают необъятные возможности для
конструирования в большом и малом объеме. Разнообразные мелочи
по желанию или по необходимости, как бы сами по себе, без директивных
указаний взрослого, упражняют малыша в сериации и классификации.
Например, деревянные столбики при возведении построек выстаиваются от
самого низкого до самого высокого, а при ежедневной уборке
волоей-неволей приходится сортировать на группы и раскладывать по
местам перемешавшиеся орехи, каштаны, ракушки, скорлупки и пр. Эти же
предметы могут играть роль вкладышей для коробок форм, в качестве
которых используются разнокалиберные коробочки с крышками. Огромное
разнообразие и сложные нюансы движений, которые ребенок непрерывно
осуществляет при обращении с таким разнообразным материалом, упражняют
крупную и мелкую моторику так, как это не могут делать многие
направленные на это специализированные методики. Примечания: Сериация - выстраивание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания. Классификация - разбиение предметов на группы. Коробка форм -
предмет для игры, в ходе которой малышу нужно проталкивать фигуры
(вкладыши) через прорези, соответствующие этим фигурам по форме. Обычно
для этого используется коробка или другая емкость с прорезями в стенках
или крышке. В богатстве и разнообразии опыта восприятия
никакая промышленность не сравнится с природой. Цвет, фактура, тяжесть,
легкость и многие другие свойства могут быть пережиты ребенком и
освоены в непосредственном эмпирическом опыте, а не теоретически.
Большинство необходимых вещей можно найти на прогулке в саду, в лесу, у
моря, или же в бабушкином сундуке, а иногда даже за обеденным столом.
Таким образом, появление игрушек в доме не требует значительных
материальных затрат и сохраняет дом от засилья игрушечного хлама.
В дополнение ко всему этому очень здорово, если ребенок получает
игрушки, созданные теплыми родными руками мамы или папы. В наш век
дефицита тепла человеческих отношений это становится особенно
актуально.
Источник: http://adalin.mospsy.ru/ |