«Ручной» ребёнок — достижение или недоработка?
Мамины руки учат доверять
Однажды
в поликлинике мы с малышом в слинге стояли в очереди. И со мной
разговорилась одна мама с малышом на руках. Она мне говорит: «Вы всё
время так носите?» «Да», — говорю. «А мне все твердят, что надо
отучать, а то потом тяжело будет. А Вы не боитесь к рукам приучить?»
А я в шутку немного утрирую: «Ясно, а я наоборот стараюсь к рукам
приучить. Так ведь нет, просится с рук!» Мама была удивлена и сказала
с некоторой завистью: «Надо же, какая Вы молодец, вот и мне кажется,
что пока маленький, можно носить...»
На чьей стороне правда? Чья стратегия более эффективна и приятна для
ребёнка и для мамы? Приучать или отучать, носить на руках или нет?
Давайте обратимся к мнению классика мировой психологии Эрика
Эриксона (Erik H. Erikson), который в своей книге «Детство и общество»
выделил 8 основных периодов развития человека, первым из которых
является период базового доверия.
Согласно теории Эриксона, базовое доверие к миру у человека формируется в течение первого года жизни,
и, будучи несформированным, никогда уже не может быть восполненным.
Отсутствие базового доверия к миру — прекрасная база для развития
всевозможных «комплексов» и трудностей личного характера, набор которых
уже зависит от дальнейших условий жизни. Если несколько упростить
модель, человек со сформированным базовым доверием к миру многие
«негативные» условия жизни просто не замечает, а с несформированным —
попадает под их воздействие.
Формирование базового доверия основано на соответствии реальности
бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно —
на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.
Внезапное и непонятное ребёнку исчезновение мамы на первом году
жизни ставит под угрозу его чувство безопасности, ощущение, что «все
хорошо» (это и есть базовое доверие). А для совсем маленького ребёнка
мама исчезает (возможно, навсегда, о ужас!) каждый раз, когда выходит
в другую комнату. Чем дольше и чаще отлучки, несоответствующие
возрасту, тем больше нарушается чувство безопасности. Чем их больше
в более раннем возрасте, тем менее стойкое у ребёнка ощущение
безопасности, тем меньше запас доверия, что мама вернётся, а значит, мир безопасен.
А в присутствии мамы ребёнку необходимо находится у неё на руках.
Этому есть психологические и физиологические объяснения, но и без них
с этой необходимостью обычно никто не спорит. Мамы интуитивно
чувствуют, что ребёнку на руках хорошо, и стараются на руки ребёнка
всё-таки брать. (Слава Богу!)
Но, к сожалению, возникают вполне понятные бытовые трудности: руки,
спина устают (и в слинге тоже, хоть и меньше), маме хочется свободы,
родные видят, что она устала, и тут начинаются «мудрые советы»: не приучай ребёнка к рукам, потом не снимешь, пожалей себя, отучай от рук пораньше, чтобы потом проблем не было.
Потребность в любви, проявленная в виде потребности быть на руках
у мамы (прикасаться к ней), особенно для искуственничков, кстати, —
жизненная необходимость у ребёнка до года, такая же, как потребность есть.
Теперь представьте, что вы голодны, и хотите наесться. Чтобы
наесться, вам надо съесть тарелку супа, салат и кусочек тушеного мяса
с овощами (объем и состав, необходимый лично вам ).
А у вас кто-то большой и умный суп, мясо и салат забирает и говорит:
«Не приучайся есть! Потом отвыкать придётся!» «Съешь только немного
овощей, и потерпи». «Привыкай к чувству голода, оно будет сопровождать
тебя всю жизнь». Это нормально?
Научитесь вы терпеть голод? Или просто со временем начнете
чувствовать, что существенно недоедаете? Можно ли накормить человека,
сделать его сытым и довольным, не дав ему достаточно нужной ему еды?!
Зато, если вы поели, съели всё необходимое лично вам — вы довольны,
сыты, и можете о еде не думать, не искать её, не бродить вокруг
холодильника, а заняться своими делами.
Так и малыш. Если его НАКОРМИТЬ ношением на руках (оно особенно
важно именно до года), утолить его голод, он в дальнейшем, сытый,
сможет заниматься своими делами, познавать мир, развиваться.
А если его НЕДОКОРМИТЬ, недоносить на руках, недодать любви в этом ручном эквиваленте —
он всю жизнь будет «ходить вокруг холодильника», а пока не вырастет —
вокруг мамы, стараясь ДОПОЛУЧИТЬ. И тут уж оправдаются страхи, что
«от рук не отучить».
Когда мы недостаточно носим на руках — мы создаём ажиотаж вокруг рук, ощущение, что этого мало, и этого надо добиваться.
Когда мы предлагаем ребёнку круглосуточное нахождение на руках (это,
наверное, невозможно, но должна быть внутренняя готовность к этому),
малыш возьмет, сколько надо, и займётся собой. Попросится на пол,
то есть. Сам. И «отучать» не придётся.
Так же как не приходится специально ограничивать себя в пище тем, кто уже сыт.
Надеюсь, что кого-то из мам после прочтения этой статьи хватит
смелости довериться своей интуиции, а не страхам окружающих, и до года
таки додать малышу сполна любви, внимания и рук. Еще материалы по теме: Привязанность к родителям детям на пользу
Цивилизованное общество возвращает из забвения традиционное средство ухода за младенцами http://www.slingokonsultant.ru/articles/carrying/attachment.php
Источник: http://www.slingokonsultant.ru/articles/psycho/babyinarms.php |