Пестовальная гимнастика Каждая мама хочет, чтобы ее малыш
рос здоровым и счастливым, поэтому с первых дней мы начинаем
задумываться о том, как правильно подойти к вопросу ухода за ребенком.
Очень важное место в уходе за малышом отводится физическим упражнениям,
и порой нам приходится выбирать, какой же метод развития будет
оптимальным для ребеночка. Предложений достаточно много — динамическая
гимнастика, грудничковое плавание, профессиональный массаж. Что же
все-таки необходимо малышу в первые месяцы жизни? Давайте
попробуем подойти к этому вопросы со стороны потребностей
новорожденного. Находясь 9 месяцев у мамы в животике, малыш был окружен
любовью и заботой. Он еще не знал о том, что имеет ручки и ножки, все
свое тело ребеночек представлял в форме эллипса, это представление
закрепилось в сознании ребенка. Поэтому, когда мы начинаем
сгибать-разгибать конечности ребенка, он реагирует плачем,
недовольством. Более естественным для развития малыша
считается метод мягкой адаптации, предложенный перинатальным
психологом, мамой семерых детей — Жанной Владимировной Цареградской еще
в 2000 году. Базируясь на многолетних наблюдениях за грудными детьми и
этнографических исследованиях автора, современных данных о психологии
новорожденных, метод объединяет знания биологии человека, традиций
взращивания младенцев в славянской культуре и практический материнский
опыт, приобретенный в процессе постоянной жизни с маленькими детьми и
непрерывного наблюдения за их поведением. Автор метода настаивает на
том, что опыт воспитания и взращивания детей — это точно такой же опыт,
как и любой другой, он довольно сложен и имеет массу тонкостей и
нюансов. Чтобы его освоить, необходимо прямое обучение у носителя этого
опыта. Мягкая адаптация новорожденных заключается в
естественном уходе за малышом, обеспечении его оптимальной средой
обитания, удовлетворении генетических ожиданий и потребностей. Среди
основных принципов метода (кормление грудью, естественный уход,
пеленание, адаптационное купание, вынашивание, высаживание, совместный
ночной сон) важное значение имеет отказ от традиционной гимнастики и
массажа до исполнения ребенку шести месяцев.
Основные принципы метода: *Прикладывание к груди в течение
первого часа, исключительное грудное вскармливание в первые 6 месяцев
жизни, сохранение грудного вскармливания до 2-3 лет. Кормление грудью
отвечает генетическим ожиданиям ребенка и реализует две основные
функции грудной железы мамы — питание ребенка и успокоение. За счет
кормления грудью осуществляется физический и психоэмоциональный контакт
малыша с мамой, обеспечивается его физический и психологический
комфорт, без которого он не может полноценно развиваться.
*Естественный уход за кожей и слизистыми малыша. Внутренняя среда уха,
носа, рта и глаза совершенно не нуждается в каком бы то ни было
вмешательстве и дополнительном очищении. Кожа и слизистая этих органов
вырабатывают ровно столько секрета, сколько необходимо для их
нормального функционирования. Если активно удалять его — можно легко
нарушить равновесие, спровоцировать излишнюю выработку серкрета и
спровоцировать вызвать воспалительный процесс в результате
механического раздражения. *Пеленание с целью возвращения
комфортного внутриутробного состояния — практикуется в первые 28-42 дня
жизни, новорожденному придают привычную физиологически обусловленную
внутриутробную позу, что не только успокаиваете его. Но и способствует
адаптации к новому пространственному объему и приобретению чувства
опоры *Адаптационное купание проводится в пеленке, цель —
возвращение новорожденному комфортного внутриутробного состояния и
создание благоприятного отношения к новым условиям жизни. Благодаря
методу происходит коррекция родового стресса, улучаются обменные
процессы и общее состояние малыша, нормализуется нервная система и все
функции организма в целом. *Вынашивание — обеспечение постоянного
физического контакта мамы и малыша путем вынашивания на руках в течение
как минимум ручного периода — первых 9 месяцев. Обеспечивает не только
правильное формирование изгибов позвоночника, тазобедренных суставов,
черепа и всего мышечного корсета ребенка, но и удовлетворение основных
потребностей новорожденных — базовых (безопасность, тепло, сытость) и
социальных (потребность в общении) и потребности развития головного
мозга (получение постоянных новых ощущений). *Отказ от традиционной гимнастики и массажа до исполнения ребенку 6 месяцев.
*Отказ от прогулок в первые 6 недель жизни. Причины — потребность в
эмоциональном покое и отсутствии дополнительных нагрузок; высокое
насыщение крови малыша углекислотой, адаптация легких к процессу
дыхания; налаживание полноценного грудного вскармливание требует
практически постоянного кормления. *Ночной совместный сон — для
нормального роста развития нервной системы необходимо снизить
тревожность, вызванную родовым стрессом и обеспечить тактильную
стимуляцию, это легко достигается через вынашивание днем, а ночью —
через организацию совместного сна. *Высаживание — помогает решать
целый комплекс задач. Обеспечивающий базу для сексуального здоровья
человека: малыш устанавливает контроль над сфинктерами, постепенно
осознает свое тело, положительно к нему относится и закладывает начало
функционального становления выделительной системы. Абсолютная надежность мамы и поддерживающее окружение.
Ребенок рождается полностью зависимым от мамы и ожидает от нее
уверенного поведения и внутреннего спокойствия в любой ситуации.
Внутренние метания мамы, сомнения и тревожность плохо влияют на
состояние малыша. Провоцируя его беспокойство, сбои в процессах
жизнедеятельности. Поддерживающее окружение достигается путем быстрой
реакции на зов и плач ребенка, определения правил поведения под грудью,
высаживания, организации сна и ношения на руках.
У новорожденного нет собственной моторной активности и его мышцы еще не
готовы активно откликаться на внешние воздействия, поэтому
профессиональный массаж до момента, когда ребенок начинает пытаться
ползать, делать не только бессмысленно, но и травматично. Для
удовлетворения потребности малыша в тактильном контакте и полноценном
физическом общении после исполнения ему 6-8 недель практикуется
пестовальная гимнастика. Пестовальная гимнастика обеспечивает
малышу возможность постепенного осознания реальной формы своего тела,
что значительно облегчает процесс управления собственным телом и
минимизирует отрицательные эмоции по отношению к нему, так как оно пока
доставляет ребенку много неудобств. Выделяют три основных особенности такой гимнастики:
-Несмотря на то, что она больше похожа на развлечение и баловство, чем
на серьезные занятия, пестовальная гимнастика включает в себя
упражнения, которые являются основой профессионального детского
массажа. -Наблюдается строгое следование возрастной скорости развития моторных навыков младенца.
-Речевое сопровождение каждого упражнения. Занимаясь с малышом, мама
рассказывает стишки, потешки, благодаря чему малыш купается в речи,
наслаждается материнским голосом и побуждается к общению.
Таким образом, можно отметить, что пестовальная гимнастика способствует
физическому, психоэмоциональному и речевому развитию малыша. В
период от рождения до 14 дней мама и малыш привыкают к своему новому
состоянию и осознают его. В это время тяжело думать о чем-то другом,
кроме тех ощущений, которые связаны с таким важным событием, как
рождение. Кроме того, это период нормализации лактации, который
поглощает практически все время мамы. Малыша сейчас не интересует
окружающий мир: он нуждается в постоянном контакте с мамой и постоянном
прикладывании к груди. Что может делать мама?
Первый учитель и помощник в вопросе знакомства с собственным телом,
осознания его границ и возможностей является мама. Мама интуитивно
чувствует малыша, если ребенок не хочет выполнять с ней какие-то
упражнения — их стоит отложить. Следует помнить, что занятия с мамой
всегда должны доставлять малышу удовольствие. Екатерина Денисова, Татьяна Виниченко, ЦРК «Рождение»
Источник: http://s-meridian.com/parents/baby/massage.html |